В Петербурге совершенно не составляет проблемы арендовать автомобиль, чуть сложнее — мото- или квадроцикл, зато взять напрокат велосипед совсем непросто. Особенно иностранным туристам, привыкшим у себя дома к сети велодорожек, обилию пунктов проката и отсутствию залогов. В нашем городе существует лишь пара десятков совсем небольших пунктов проката, которые едва сводят концы с концами. Отличительная черта городского рынка проката велосипедов — микроскопичность игроков. Как правило, это небольшой подвал, от силы с парой десятков двухколёсных машин. Второй вариант — пункт проката при велосипедном магазине, который выполняет ещё и функцию своеобразного тест-драйва для потенциальных покупателей. «По другому не выжить, «голый» прокат убыточен. Мы даже в самый яркий и погожий день выдаём не более 20 машин. К тому же велосезон в наших широтах заканчивается уже к концу сентября. Правда, можно переходить на что-то иное, зимнее. Например, мы зимой даём напрокат сноуборды. Правда, и здесь прокат выполняет вспомогательную для продаж функцию», - говорит директор компании «Скат-прокат» Александр Иванов. Стоимость проката велосипеда в среднем по городу составляет 150 рублей в час или 500 рублей на день (можно взять и на ночь). В залог придётся оставить документы или деньги (от 4 до 10 тысяч рублей). Мера вынужденная. «В Европе обычно делают скан кредитной карты, но у нас ввиду скромности бизнеса такая техника не в ходу. К тому же калечат и просто угоняют велосипеды у нас гораздо чаще. С начала года у наших клиентов угнали 2 велосипеда, а один угодил в открытый люк так, что машина восстановлению не подлежит. Хорошо, хоть он сам отделался всего лишь переломом. Это большие потери, учитывая, что весь парк у нас составляет всего 10 штук», - рассказывает генеральный директор центра «Веломикс - Рощино» Геннадий Цыпляев. Буквально все владельцы пунктов проката открывают нехитрую истину: наш город для велопрогулок совершенно не создан, что не даёт бизнесу развиваться. «Спрос каким был 6 лет назад, таким и остался. Ничего не изменилось. И без вмешательства государства не изменится», - отмечает Александр Иванов. Заметим, что в городе сейчас всего одна действующая велодорожка вдоль Софийской улицы, а также вокруг Муринского парка, их общая протяжённость около 25 километров. В августе должен открыться после реконструкции Большой Петровский мост и Южная дорога на Крестовском острове, где также предусмотрена отдельная полоса для велосипедистов. Но ни о какой сети или веломаршрутах даже на окраинах города говорить пока не приходится. Между тем во многих европейских городах взять напрокат велосипед можно буквально на улице. Нужно лишь оплатить часовую аренду в специальном автомате, после чего он разблокирует двухколёсную машину. Вернуть её можно в таком же пункте в любом конце города. Такая практика действует, к примеру, в Париже и Брюсселе. А в Лондоне можно покататься даже бесплатно, если поездка не превысит получаса. Для этого в городе оборудованы 330 специальных станций-парковок. В Хельсинки и Стокгольме, где климат немногим мягче петербургского, более 2,5 тысяч километров велодорожек на двоих. Причём вокруг шведской столицы есть и кольцевая велосипедная дорога. Даже в приполярном финском городе Оулу треть передвижений по городу приходится на долю велопоездок. Зато с прокатом автомобилей в нашем городе всё в порядке, от предложений просто рябит в глазах. В городе по франчайзинговой схеме присутствуют все крупнейшие мировые прокатные конторы, включая Hertz, Avis и Europcar, а также несколькими десятками небольших компаний с парком в 5-10 автомобилей и прокатных станциях при дилерских центрах. «Лет 5 назад к нам обращались исключительно петербуржцы и в основном тогда, когда их собственное авто выходило из строя. Теперь около 30% (во всяком случае летом) - это иностранцы, ещё столько же — иногородние россияне или юридические лица. Количество клиентов увеличивается в год примерно на 10%», - говорит технический директор компании «Андир-авто» Виталий Ильинский. Прокат иномарок среднего класса, например Renault Logan, Chevrolet Lacetti или Ford Focus II стоит, в среднем, от 1500 до 2500 рублей в сутки. Если же арендовать машину на месяц и более, то можно заплатить и меньше — от 1000 в день.