Как только закончился чемпионат мира по футболу, воры, промышляющие в музеях и других местах, наводненных туристами, вернулись на «рабочие места». И ситуация с карманными кражами в Петербурге опять стала обостряться.
«Осторожнее в Эрмитаже: моих индонезийцев атаковали две женщины в залах Франции». «Обворовали туриста около туалета рядом с Исаакием: предлагали экскурсии, вытащили кошелек прямо из поясной сумки, закрыв ее табличкой». «Сегодня подозрительная компания молодых людей встречала лодки на Фонтанке, 53, и сопровождала нас через дворы до площади Островского». «В Петергофе бродят три карманника»... Подобных сообщений в специализированной группе петербургских гидов сейчас — десятки. Вывод они делают простой: «Такое ощущение, что карманников видят только экскурсоводы». И хотя это, конечно, не так, со стороны туриста картина выглядит неприглядно.
Эксперты подтверждают: во время ЧМ-2018 количество карманных краж, несмотря на большой наплыв болельщиков, не только не выросло, но и стало меньше. Во всяком случае петербургские гиды уверены, что по тем или иным причинам карманники во время чемпионата «работали» менее активно. «Мы не видели никого из старых или новых», — говорит председатель Содружества профессиональных гидов-переводчиков и экскурсоводов Петербурга Светлана Иванова.
И это неудивительно: в дни чемпионата мира на улицах и площадях Петербурга было полно не только болельщиков, но и представителей правоохранительных органов. На Дворцовой площади или у Исаакия, к примеру, среди десятков полицейских, представлявших самые разные подразделения (в том числе иногородние), сотрудники образованной в мае этого года в Петербурге туристической полиции просто терялись. Местные и приезжие полицейские встречались почти на каждом шагу. Что сейчас?
Специально прогулялся по самым посещаемым туристами местам Петербурга: Спас-на-Крови. Исаакий. Казанский собор. Дворцовая площадь. Петропавловская крепость... Среди толп гостей, говорящих на множестве языков мира, правоохранителей в форме (что хотя бы отчасти отпугивает преступников) практически не было видно. Впрочем, у Исаакия довольно быстро нашел пару «туристических» полицейских, которые беседовали между собой у ограды собора. Поинтересовался, с какими вопросами чаще всего обращаются туристы.
— «Можно ли с вами сфотографироваться?» — этот вопрос задают чаще всего, — ответил один из полицейских. — А следующими по популярности будут: «Как пройти или найти тот или иной объект?» и «Как добраться?». Что касается каких-либо случаев криминала, то, к счастью, за все время нашей службы ничего подобного у нас не происходило.
Хотя, конечно, без криминала в городе не обходилось. Однако и специализированный отдел уголовного розыска Петербурга не дремал: 15 июня, к примеру, были задержаны сразу четыре человека, которых на основании убедительных доказательств обвинили в системных кражах у туристов. Самое главное — впервые в истории борьбы с карманниками следствие вменило им создание организованной группы. А значит, ее участникам грозит не банальный штраф или незначительный срок, после которого воры быстро возвращаются на «рабочие места», а до 10 лет заключения.
А вот ожидать какого-либо серьезного влияния на ситуацию с карманными кражами от появления туристической полиции было бы неправильно. «Я и мои знакомые коллеги-гиды их не видим и не понимаем, чем они отличаются от обычных полицейских», — честно признается Светлана Иванова.
Да, в главке МВД подтверждают, что подразделение по-прежнему на службе, и никто его распускать не собирается. Однако малочисленность этого подразделения и его ориентация, скорее, на представительскую и информационную функцию картину с карманными кражами практически не меняет. И хотя данных о результатах работы туристической полиции Петербурга в течение трех последних месяцев пока нет, опыт московского подразделения, действующего уже несколько лет, показывает: дальше составления протоколов об административных правонарушениях за распитие спиртного в общественных местах дело здесь обычно не идет. А стало быть, ловить карманников за руку по-прежнему будут те профи, которых они знают в лицо.
Впрочем, воров в лицо знают не только в «карманном» отделе главка МВД. Их лица, состав групп и даже номера машин давным-давно известны профессиональным гидам, ежедневно водящим туристов в музеи. Они по мере сил предупреждают и защищают гостей города от карманников, однако когда несколько здоровых мужиков на Невском берут в оборот отставшего от группы или самостоятельно приехавшего заграничного пенсионера, шансов остаться при своих деньгах или кредитках у него почти нет. Поймать воров за руку так, что им можно будет предъявить по-настоящему весомое обвинение, могут только профессионалы.
И такие примеры есть. В начале сентября, к примеру, одна из гидов сообщила, что «когда моего туриста обокрали у каскада в Петергофе, вытащив портмоне из кармана, я подумала, что шансов вернуть деньги нет». Однако события развивались быстро и неожиданно для пострадавшего. «Когда мы садились в машину, нам позвонили, что карманников задержали с деньгами и кредитными картами! — делится радостью гид. — Это первая кража за 10 лет моей работы, когда воров задержали и все вернули».
КСТАТИ
Проблема карманных краж актуальна для всех популярных у туристов городов мира. В начале лета 2018 года в Париже на улицы дополнительно вывели 5 тысяч полицейских. «Мы делаем все возможное, чтобы обеспечить безопасность туристов в городе, не превращая его в бункер», — заявил по этому поводу начальник полиции города Мишель Делпух. При этом основная цель «десанта» полиции на улицы — защитить гостей от карманников и мошенников, поскольку на кражи, к примеру, приходится 90% неприятностей туристов в Париже.
Иллюстрация: pixabay.com