Туроператоры России бьют тревогу: из-за политики Росавиации в этом сезоне мест на чартерных рейсах хватит не всем. Дефицит мест, а также рост топливных сборов могут привести к тому, что самые популярные турпакеты подорожают как минимум на треть. Первый неприятный сюрприз Росавиация сделала туристической отрасли еще в конце апреля. Тогда федеральное ведомство отказало ряду авиаперевозчиков в допуске на выполнение чартерных рейсов в зарубежные аэропорты. «Под запретом» оказались программы бюджетных и региональных операторов – авиакомпаний «Ямал», «Оренбургские авиалинии», Sky Express, «Татарстан», «НордАвиа», «Якутия», «Кавминводыавиа». Им отказали в рейсах в Хорватию, Болгарию, Тунис, Испанию, Грецию, Черногорию и по другим популярным туристическим направлениям. Большинство «запрещенных» чартерных программ касаются Греции, Хорватии и Турции. Ассоциация туроператоров России (АТОР) провела анализ, который показал, что одобренные Росавиацией допуски практически не стыкуются с потребностями туристического рынка. В сообщении АТОР говорится, что, например, по Хорватии допуски получили 65 программ. При средней вместимости борта в 110 мест за четыре месяца сезона удастся перевезти около 114 тыс. туристов. Однако данные аналитической службы АТОР показывают, что в сезон 2010 года Хорватию посетило почти 145 тыс. россиян. С учетом прогнозируемого роста турпотока в эту страну на 20%, может не хватить около 60 тыс. кресел. Аналогичные расчеты показывают, что в Болгарию не смогут улететь порядка 100 тыс. человек, на Кипр – около 60 тыс. А вот Греции, напротив, грозит явный переизбыток пустых кресел в самолетах. В ближайшее время Росавиация может рассмотреть дополнительные заявки от авиаперевозчиков и окончательно утвердить распределение чартерных программ. В преддверии повторного заседания лицензионной комиссии ведомства АТОР опубликовала открытое письмо в адрес Росавиации, в котором указала, что политика ведомства приведет не только к дефициту мест на чартерных линиях, но и к росту цен на туры из-за вынужденной пересадки на рейсы допущенных перевозчиков. По мнению экспертов в области авиаперевозок, для туристов, вылетающих на курорты из Петербурга, отказ Росавиации отдельным перевозчикам погоды не сделает. Как подчеркнули в разговоре с корреспондентом «БалтИнфо» представители компании «Чартерный центр», все-таки большинство «отказников» планировали свои рейсы из Москвы на тот или иной курорт – и обратно в столицу. Только один перевозчик – «Уральские авиалинии» – планировал вылетать в Тиват (Черногория) из Москвы, а возвращаться в Петербург. «Но у нас и так существует ощутимый дефицит чартерных перевозок по многим курортным направлениям», – подчеркнули в компании «Чартерный центр». В первую очередь, речь идет о Бургасе (Болгария), полетах в Черногорию, на Кипр и Тенерифе. Но к росту цен петербургские туристы вполне могут готовиться. Как отмечает коммерческий директор турфирмы «Нева» Татьяна Топунова, для отказа в допуске авиакомпании на чартерные направления должны быть исключительно законные основания, связанные с безопасностью полетов, наличием необходимого авиапарка, платежеспособностью авиакомпании. «В общем же случае отказ в выдаче разрешений ряду авиаперевозчиков, разумеется, провоцирует проблемы у туроператоров», – говорит специалист. По ее словам, речь идет не только о возможном дефиците и как следствие взлете цен, но и о том, что перевозки могут подорожать у компаний, получивших разрешение. На последнее обстоятельство указывают и эксперты АТОР в письме Росавиации, где говорится, что на некоторые популярные курорты туристов возят всего одна-две авиакомпании, что сводит на нет конкуренцию, и ведет к повышению стоимости путевок. Еще одним фактором повышения цены на турпутевки станет рост цен на топливо. Туроператоры сообщают о том, что ряд авиакомпаний вводят топливные сборы или просто повышают тарифы. Например, туроператор Pac Group на днях объявил об увеличении топливного сбора на вылеты в Италию из нескольких городов. Топливная надбавка в 25 евро действует на все новые бронирования, начиная с 10 мая и до конца октября. По этой причине из Петербурга подорожают вылеты в Римини, Триест, Верону, Венецию, Бергамо и другие города. Компания «Натали Турс» объявила о введении с 3 мая топливного сбора в 86 евро для вылетов в Рим из Екатеринбурга. Туроператор «Асент Тревел Инт» объявил о том, что на все рейсы авиакомпаний «Трансаэро» и «Аэрофлот», выполняемые с 1 июня в Хорватию, вводится топливный сбор на авиабилеты в размере 23 евро. А на сайте TEZ TOUR говорится, что с 27 апреля на даты вылета с 1 июня и далее для всех «новых» бронировок за перелет на рейсах авиакомпании «Трансаэро» во все аэропорты Турции (Анталия, Даламан, Бодрум, Измир) устанавливается доплата в 80 долларов с человека. Аналогичный сбор установлен для полетов с 1 июня в аэропорты Египта на рейсах той же авиакомпании. Туроператоры, как правило, указывают, что по «старым» бронировкам цены сохраняются; некоторые добавляют временные рамки оплаты путевок – например, три дня. Однако эксперты Клуба защиты прав туристов говорят о случаях, когда фирмы требуют доплат с туристов и для уже оплаченных путевок. Размер подобных доплат варьируется в зависимости от направления и составляет от 20 до 100 долларов. «Хочется обратить внимание, что топливный сбор не является транспортным тарифом, и потому его внезапное увеличение не может быть основанием для повышения стоимости тура для туристов, уже заключивших договор», - говорится в сообщении Клуба. Сейчас его специалисты ведут сбор и анализ информации по таким случаям, а впоследствии намерены обратиться по всем фактам в прокуратуру, Роспотребнадзор и Федеральную антимонопольную службу.