Конец года выдался урожайным на законодательные инициативы. Недавно созданная (ноябрь 2019года) Комиссия по выездному туризму РСТ-Северо-Запад оперативно объединило мнения коллег и подготовила отзывы, которые были направлены В Министерство экономического развития и Госдуму РФ.
1) Представленные Российскому Союзу Турииндустрии 2 проекта нормативно-правовых документов в рамках «регуляторной гильотины» наделали много шума и не были приняты туристским бизнесом Северо-Запада.
Принятие обоих указанных проектов, по мнению РСТ – Северо-Запад приведёт к значительным негативным изменениям на рынке туристских услуг, к значительному «правовому вакууму» в регулировании туристской отрасли, создаст угрозу как неисполнения Стратегии развития туризма до 2035 года, утверждённой Распоряжением Правительства от 20 сентября 2019 года №2129-р, так и процессу «обеления» туристской сферы. Более того, реализация данной программы приведёт к значительному, в разы, сокращению конкуренции на рынке туристских услуг.
Для подтверждения указанных выводов, РСТ – Северо-Запад привел анализ вышеуказанных проектов.
- фирмами, которые находятся в реестре Росстуризма как операторы по внутреннему туризму (495о операторов), а по факту, судя по информации на сайтах занимаются выездным туризмом.
- частными лицами, которые в социальных сетях занимаются рекламой собственных маршрутов за границу, собирают группы, принимают деньги через электронные кошельки. Называют себя «тревел консультантами».
В общем и целом, РСТ Северо-Запад полагает, что проект Целевой структуры в данной редакции имеет неверные акценты на необходимость регулирования. Практически все предложения в данном проекте направлены на ужесточение условий работы текущих компаний в сфере туризма, в то время как с точки зрения РСТ Северо-Запад в нормативном регулировании необходимо сосредоточиться на устранении условий для работы тех компаний и лиц, которые предпочитают работать без приобретения статуса туроператора, либо вообще без образования юридических лиц или ИП, не платящих налоги и иные сборы.
Таким образом, основной задачей изменения законодательства в данный момент является введение механизмов по контролю за такими лицами, которые:
- находятся в реестре Ростуризма как операторы по внутреннему туризму, а по факту, судя по информации на сайтах, занимаются формированием туристских продуктов в сфере выездного туризма.
- являются физическими лицами, занимающимися рекламой собственных маршрутов за границу, собирают группы, принимают деньги через электронные кошельки или иные способами, и называют себя «тревел консультантами».
- турагентами, самостоятельно формирующими туристский продукт.
Принятие данного законопроекта, не только не приведет к снижению финансовой нагрузки, но и приведет к увеличению финансовой нагрузки легально работающих операторов по следующим причинам:
- Предполагаемые выплаты в резервный фонд не определены, а также являются бесконечными в отличии от ФПО, размер, которого ограничен 7%.
- Добавляется финансовая нагрузка в виде сбора за ввод информацию за каждую турсулугу.
- в связи с изменениями в понятийный аппарат отчисления в резервный фонд с новым функционалом будут производиться уже не с турпродукта, но и со всех отдельных услуг, в том числе с авиабилетов, страховок. По данным участников туррынка, сбор за выписку авиабилета колеблется от 150 до 400 рублей за билет, при стоимости билетов от 15000р до 60000 р. Соответственно прибыль авиакасс, операторов, выписывающих билеты не сможет покрыть затраты на ввод информации в систему Электронной путевки и выплат в резервный фонд. Предприятия турбизнеса вынуждены будут поднять сборы, для того, чтобы исполнить нормы закона.
Исходя из вышеизложенного, принятие данного документа будет способствовать закрытию предприятий малого и микробизнеса, которые составляю 98% от легально работающих операторов по выездном туризму. Сокращению рабочих мест, как следствие, увеличению нагрузки на региональные и федеральные бюджеты, которые вынуждены будут выплачивать пособия по безработице. Закрытие 98% операторов по выездному туризму, приведет в монополизации рынка, ущемлению прав граждан на конкурентную среду. Только в указанном случае Целевая структура будет способствовать именно развитию туризма в России, а также поможет достижению целей, указанных в Стратегии развития туризма до 2035 года.
Изложенная же в текущей редакции Целевой структуре программа репрессивных действий по отношению к компаниям, работающим в рамках закона, приведёт лишь к сокращению законопослушного туристского рынка в разы и увеличению его «теневого» сектора.
2. 06/11 Дирекция получила проект внесения изменений в 132 ФЗ в части регулирования агентской деятельности и порядка заключения договоров туроператор –турагент .
Законопроект является необходимым с точки зрения регулирования туристской отрасли в целом, однако, на наш взгляд имеет следующие существенные недостатки в текущей редакции.
• Часть 16 ст. 4.3 ФЗ 132-ФЗ, предлагаемой к вводу, должна быть изложена в редакции, которая бы не накладывала на туроператора излишних обязательств, когда турагент исключён из реестра (с ним расторгнут договор), из-за невыполнения им своих обязательств по оплате туристского продукта туроператору.
• Данным законопроектом на туроператоров, по сути, возлагается обязанность по регистрации турагентов в федеральном реестре, причём с обязанностью знать и отслеживать изменения, которые турагент может произвести в данных о себе, например, об открытии обособленного подразделения. При этом, указанные данные отсутствуют в открытом доступе, так как для открытия обособленного подразделения (не филиала и не представительства), не требуется внесение записей в ЕГРЮЛ. При этом туроператор каким-то образом должен гарантировать достоверность указанных сведений. Данные обязательства существенно повышают административную нагрузку на туроператоров, для их исполнения потребуется дополнительный штат сотрудников, что, в свою очередь, приведёт к значительному увеличению расходов, а значит – будет существенно влиять на финансовую устойчивость туроператоров, особенно относящихся к малому и среднему бизнесу.
• Процедура заключения агентского договора, описанная в ст. 4.3 законопроекта, подробно регулирует занесение в реестр сведений о турагенте впервые. Согласно процедуре, указанной в законопроекте, срок заключения первого агентского договора и приобретение статуса турагента будет занимать до 18 рабочих дней, то есть более трёх недель.
Процедура регистрации нового договора в реестре турагентов будет занимать до 15 рабочих дней, то есть трёх недель. Такие длительные сроки регистрации создают предпосылки для ситуации, когда турагентом заключён договор с туроператором, однако он не зарегистрирован, и при этом с турагентом может быть расторгнут единственный действующий агентский договор, что повлечёт за собой его исключение из реестра ввиду отсутствия в нём зарегистрированных агентских договоров.
• В целом данный законопроект возлагает на туроператоров несвойственные им обязанности регистрирующего центра по ведению Единого федерального реестра турагентов, что является необоснованными и явно избыточными обязанностями для данной сферы. В связи с этим из действий, необходимых для регистрации турагента в Едином федеральном реестре турагентов, необходимо исключить для туроператоров все административные функции по введения информации в данную государственную информационную систему, на создание которой также необходимы будут бюджетные средства и значительное время.
3. В конце ноября поступили законопроекты № 831595-7 и № 831599-7. внесенные в Госдуму РФ, касающиеся введения электронной путевки.
Считаем принятие данных законопроектов в предложенном виде приведет к:
• закрытию туроператоров по выездному, въездному и внутреннему рынку Северо-Запада России;
• срыву туристического сезона 2020 года;
• срыву выполнения стратегии развития туризма Стратегии развития туризма до 2035 года, утверждённой Распоряжением Правительства от 20 сентября 2019 года №2129-р;
• ущемлению конституционных прав граждан;
• ухудшению криминогенной обстановки.
Данные выводы основываются на следующих фактах.
• порядок размещения электронных путевок в единой информационной системе электронных путевок
• перечень указанных сведений в электронной путевки;
• требования к реестру электронных путевок.
Часть данных нормативных актов были разработаны Минкультуры, но после смены регулятора должны быть отменены и замещены соответствующими подзаконными актами Минэкономразвития, так как правила, установленные приказами Минкультуры, противоречат Постановлению Правительства №747 от 08.06.2019 г. Принятие новых постановлений требует значительного времени, также требуется на наш взгляд доработка перечня указанных сведений в электронной путевки в связи с изменениями, происшедшими на туристическом рынке.
Соответственно при отсутствии нормативной базы и вступлении электронной путевки в действие с 01.04.2020 туроператоры должны будут прекратить продажу туристских продуктов (далее – «турпродукт») как заграницу, так и по России, что приведет к закрытию туроператоров, 90% которых являются представителями малого бизнеса. Невозможность реализации турпродукта по России повлечет закрытие туроператоров в регионе, занимающихся въездным и внутренним туризмом.
Принятие каких-либо законопроектов, устанавливающих сроки введения электронной путевки до момента её физического создания в окончательном виде, а также до принятия нормативных актов, предусмотренных статьей 10.3 132-ФЗ, считаем невозможным.
Туристский рынок Санкт-Петербурга высказал единую позицию по данному вопросу и к обращениям РСТ-Северо-Запад по электронной путевки присоединился АТЭП и аналогичную позицию высказал Комитет по туризму ТПП СПб.
4. По результатам рассмотрения на IV Всероссийском конгрессе туроператоров и турагентств в Сочи, проходившем с 20 по 23 ноября 2020 Будет направлено обращение в Госдуму.
РСТ — Северо-Запад предложило:
На наш взгляд введение промежуточного размера финансового обеспечения в размере 30 000 000 рулей будет способствовать обелению рынка, улучшению конкурентной среды, позволит предоставить региональным нишевым операторам, которые платят налоги в региональные бюджеты, равные возможности для работы . Уменьшат финансовую нагрузку на представителей микробизнеса.
Приглашаем членов РСТ — Северо-Запад к более активному участию в работе Комитета.
РСТ-Северо-Запад, против революционных мер, понимая к чему они могут привести. Мы – за эволюцию, за грамотный и профессиональный подход к изменениям в туристском законодательстве!
Фото Istockphoto.com