Свыше двухсот специалистов приняли участие в работе конференции «Модернизация туристского образования в России», проходящей в эти дни в Петербурге.
«Сейчас наша общая задача – сформировать эффективно работающую разноуровневую систему образования в туризме, которая позволяла бы закрыть все потребности рынка в специалистах», - так сформулировал ее для участников конференции «Модернизация туристского образования в России» Евгений Писаревский, замруководителя Ростуризма.
Вторая международная конференция, посвященная образовательной проблематике, на этот раз состоялась в Петербурге 9 и 10 октября: в ее работе приняли участие свыше 200 специалистов, представляющих 30 регионов России и около десятка других стран.
Тот факт, что вопрос модернизации образования в туризме актуален не только для нас, подтвердило выступление Жиля Хоннегера (Франция) – организатора первого корпоративного (Accor) университета в сфере гостеприимства. «Жизнь быстро меняется – и образование тоже должно меняться вместе с ней, – уверен этот профессионал. – Особенно это касается вашей страны, в которой сама система обучения кадров для туризма и сервиса находится в стадии становления. И очень важно, чтобы она не только отвечала вызовам времени, но и была максимально ориентирована именно на ваши потребности».
А проблем у российской системы туристического образования предостаточно. Среди них выступающие (а их оказалось больше двух десятков) отметили и быструю смену стандартов обучения, и нехватку квалифицированных преподавателей-практиков, и до сих пор не сложившиеся отношения между учреждениями образования и бизнесом. Однако одной из наиболее острых эксперты считают переизбыток в подготовке специалистов с высшим образованием.
По данным Ростуризма, сейчас по трем профильным направлениям («Туризм», «Гостиничное дело» и «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм») подготовку специалистов в России ведут 316 вузов и еще 181 вузовский филиал. Каждый третий госвуз и каждый пятый коммерческий обязательно выпускают «профессионалов» в туризме и сервисе: по этому показателю впереди только вузы, готовящие пресловутых экономистов, менеджеров и юристов.
«Необходимость в оптимизации численности вузов, в ужесточении требований к открытию туристских программ давно назрела. О каком качестве обучения может идти речь, если в таких вузах имеется всего одна профильная кафедра? – спрашивает Тамара Власова, президент Национальной академии туризма. – Подавляющее число филиалов, а подчас и самих вузов, профильными для туризма не являются: среди них есть не только технические, транспортные и сельскохозяйственные учебные заведения, но даже университет Министерства обороны…».
С мнением коллеги согласен и ректор Российского госуниверситета туризма и сервиса Александр Федулин. «Многие из туристических кафедр создавались в непрофильных вузах с целью привлечения абитуриентов на популярную специальность, - считает он. – Однако сейчас, когда речь идет о систематизации туристского образования и повышении его качества, нужно с помощью тех или иных мер оставить его только в наиболее сильных учебных заведениях, способных обеспечить высокий уровень подготовки».
Как это сделать, пока не совсем ясно, но есть предложения даже ввести особую аккредитацию при Ростуризме. Вместе с тем необходимо устранять и перекос с подготовкой туристических кадров среднего профессионального уровня: таких образовательных учреждений в стране 264, однако специализированных – всего 17. А ведь потребности рынка труда в первую очередь касаются именно кадров с начальным и средним профессиональным образованием.
В рамках двухдневной конференции состоялась не только дискуссия по актуальным проблемам, но были представлены и новые учебники для сферы туризма из «Золотой серии»: их авторы смогли ответить на вопросы и лично продемонстрировать преимущества новинок. Кроме того, состоялось заседание Межведомственного совета по подготовке кадров для сферы туризма, ряд «круглых столов» и мастер-класс по страхованию.
А заключительным аккордом первого дня стало награждение победителей первого в российской туриндустрии конкурса на звание «Лучший по профессии».