Безусловно, в Петербурге масса достопримечательностей – они здесь на каждом шагу. Другое дело, что все экскурсии проводятся по стандартным маршрутам. Их, конечно, можно изучить, например, из окна туристического автобуса. А стоит ли отправляться на такую экскурсию для всех?
Ведь какой-нибудь школьник, прошедший обязательный курс истории города, проведет вам экскурсию более полноценную и увлекательную, не только по знаменитым местам (которые, разумеется, важно увидеть в первую очередь), но и по улицам, которые казались просто красивыми, а на деле оказались еще и историческими. Тем не менее, Ирина Щеголькова, пресс-секретарь Ростуризма, заверила: «Каждый год появляются новые программы, то есть, конечно, есть классические маршруты, которые все туристы посещают, но открываются и музеи новые, и парки новые, реставрируется много дворцов. С каждым годом появляются новые объекты, и в связи с этим открываются новые маршруты. Постоянно идет развитие».
Зачастую туристические автобусы собирают «клиентов» по нескольким отелям, находящимся в разных концах города. Из-за чего путь бессмысленно растягивается. Изучая город, туристы часто посещают центры «Городского Туристско-Информационного Бюро», где можно проконсультироваться, а также заполучить бесплатные рекламно-информационные материалы, буклеты, карты и путеводители. Всего в Санкт-Петербурге 11 таких центров. Два из них находятся в аэропортах «Пулково-1» и «Пулково-2», а один в пассажирском порту. Остальные «скучкованы» возле основных достопримечательностей города.
Например, первый из центров был открыт на Дворцовой площади. Почти все из них работают с 10.00 до 19.00, даже те, что расположены в аэропортах, хотя следовало бы сделать хоть один, работающий круглосуточно. Следует отметить, что 11 центров для такого большого города, как Петербург, - ничтожно мало, но и на том спасибо. Прекрасна Северная столица и для трудовых мигрантов, так как устроиться на работу без должного образования здесь проще простого. Что для мигранта хорошо, то для петербуржца или туриста временами плохо. Например, персонал гостиниц класса «три звезды» в большинстве случаев не англоговорящий. А водители маршруток зачастую не владеют и русским. И вот турист пытается добраться до места назначения впервые, просит водителя сказать, когда будет нужная остановка, да только вот тот его банально не понимает, потому что не говорит ни по-русски , ни по-английски.
Ирина Щеголькова перечисляет следующие проблемы, с которыми сталкиваются туристы: «Основная проблема для иностранного туриста - визовая . Визы очень дорогие, и их долго выдают. Следующая трудность - языковой барьер. Но за последнее время уже появились туристические указатели на двух языках: русском и английском. Наконец, к сожалению, имеет место не вполне гостеприимное отношение местных жителей. Надеюсь, что как-то эта ситуация улучшается, потому что наши люди уже понимают, что туристы приезжают, оставляют в городе деньги, обеспечивают работой местных жителей». В метро все станции толерантно подписали латиницей, но делать дополнительную аудиозапись с объявлением остановок по-английски почему-то не стали. То же касается и автобусов, троллейбусов, трамваев, где не всегда можно услышать объявление остановок хоть на каком-либо языке.
Катайся с провожатым, осваивай навыки общения с другими пассажирами, пользуйся навигатором – придумывай выход сам. С проблемой языка туристы могут столкнуться и в том случае, если внезапно решили присоединиться к экскурсии где-нибудь на Невском проспекте. Людмила, «зазывала» у Храма «Спас-на-крови», говорит: «Людей стало меньше, экскурсии у нас водят на русском, и аудиогидов для иностранцев нет. Я знаю, что аудиогиды есть у экскурсоводов возле Адмиралтейства. У нас, если гид и знает английский язык, то экскурсию все равно ведет на русском. Хотя есть один парень - Андрей, он иногда ведет на русском и сразу на английский переводит». Надежда, экскурсовод на теплоходе, тоже ведет экскурсии только на русском: «Иностранцы приходят к нам, но они просто катаются и смотрят».
Не самым лучшим образом дела обстоят и с аквабусами, которые должны были бы стать эквивалентом венецианских речных трамваев-вапоретто. Ходить по расписанию этот транспорт наотрез отказывается, и проще подхватить морскую болезнь на качающемся пирсе, чем дождаться катера. Да и вообще «дорожная» культура в культурной столице оставляет желать лучшего. Водители-лихачи тут и там. Пешеходы перебегают дорогу на красный свет или в неположенном месте. Такое поведение может вызвать лёгкий шок у приезжего жителя Германии, например. А если ты гражданин Российской Федерации, который вдруг захотел посетить Эрмитаж и не взял с собой паспорт – будь добр заплати, как иностранец. И не важно, что говоришь ты на чистейшем русском, выглядишь, как типичный славянин, и потратил полчаса на рассказ западному другу о своем городе. Правила – для всех.
Если гость Санкт-Петербурга решил поселиться не в отеле, а на съемной квартире, что очень модно сейчас во всех западных странах, то тут его могут поджидать и абсолютно бытовые проблемы, с туризмом как таковым не связанные, но общее впечатление изрядно портящие. Как то грязная горячая вода без предупредительного объявления или перебои в работе электричества. Вот и получается, что свой огромный туристический потенциал Петербург полностью не реализует. И несмотря на все возможности, остается не самым гостеприимным городом. Хотя Петербург настолько красив, и слава его растет так быстро, что цифры говорят об обратном. «Безусловно, можно назвать Санкт-Петербург туристическим центром России. Это сложилось исторически, у нас два центра - Москва и Петербург, причем Петербург, конечно, на первом месте по посещаемости. Основная часть иностранных туристов едет именно в Питер. Количество туристов увеличивается с каждым годом.
По статистике, за первую половину этого года количество только иностранных приездов, по туристическим мотивам, выросло на 5% по сравнению с прошлым годом. А внутренний туризм (из регионов) тоже каждый год возрастает где-то на 4%. Сейчас «внутренних» туристов около 30 млн в год», - утверждает Ирина Щеголькова. А вот, что говорят сами туристы: Наталья (Белоруссия): «Не нравится климат: холодно, ветрено и дождь часто. Нравится атмосфера центра, архитектура и все такое». Изабель Кристина (Испания): «Я каждый день открываю здесь для себя что-то новое. Сначала Петергоф, потом Невский проспект - каждый день не похож на другие дни, Петербург очень многоликий. Проблемы с языковым барьером не возникало, так как у меня есть провожатый». Полина (регион РФ): «Мне всё очень нравится, я - фанатка Питера и приезжаю сюда каждый год». Настя и Оля (Белоруссия): «Мы тут всего 2 часа, и пока всё нравится, но на дорогах все ведут себя странно».