Круизная компания Costa Cruises пообещала всем туристам, забронировавшим круиз на Costa Concordia, возмещение полной стоимости круиза и 30%-ый кредит на будущий круиз или любой другой круиз на любом лайнере компании в любом регионе плавания. Сроки возможного путешествия зависят от того, на какие даты приходился уже купленный или забронированный круиз на Costa Concordia. С возмещением за причиненный моральный ущерб россиянам потерпевшего крушение лайнера все гораздо сложнее. По мнению экспертов, пока даже неясно, российское или международное законодательство должно быть применено в данном случае. В Средиземном море в межсезонье круизы выполняли два лайнера компании Costa Cruises. Лайнер Costa Concordia выполнял недельные круговые круизы, поэтому туристы могли начать путешествие в любом порту. Российские туристы, как правило, прилетали в Рим (порт Чивитавеккья), Милан (порт Савона) или Барселону. Второй лайнер – Costa Serena – выполняет круиз из Савоны с возвращением в этот же порт с заходом в Касабланку (Марокко), Барселону, Санта-Крус-де-Тенерифе и Малагу (Испания): продолжительность круиза – 12 дней, он выполняется один раз в месяц. Январский круиз начинается 19 января. Таким образом, у туристов, планировавших сесть на Costa Concordia в Савоне 14 января и в Барселоне 15 января, есть возможность 19 и 20 января отправиться в круиз на Costa Serena при наличии свободных мест. По словам туроператоров, желающие есть. Также туроператоры сообщили, что среди их клиентов есть туристы, выбравшие круиз по Персидскому заливу и даже в регионе Центральной и Южной Америки. В целом падения спроса на круизы в связи с крушением Costa Concordia российские туроператоры пока не зафиксировали. "В нашей компании бронирования по-прежнему идут активно, отказов от туров нет, в том числе со стороны тех клиентов, которым пришлось перебронировать круизы на другие даты из-за происшествия с Costa Concordia", - сообщила генеральный директор "Атлантис Лайн" Наталья Андронова. Представители туроператоров, отправившиеся в Италию, сообщили, что большинство туристов не испытывают страха перед морскими путешествиями и впредь не собираются отказываться от этого вида отдыха. Но все же большинство россиян, путешествовавших на Costa Concordia, вернется в Россию. Некоторые из них, а также те, у кого уже был забронирован круиз, выберут денежную компенсацию. "Круизная компания Costa Cruises запросила у туроператоров данные каждого туриста, то есть вопрос с компенсациями будет решаться в индивидуально порядке", - рассказала порталу "Интерфакс-Туризм" пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. Деньги, пояснили в туроператорских компаниях, могут быть переведены непосредственно на счета туристов. Генеральный директор компании "Инфлот" Андрей Мушкарев сообщил, что в компании надеются, что уже в конце недели станет известно, как будет осуществляться выплата компенсаций. А вот как представители Costa Cruises будет "общаться" с каждым российским туристом пока непонятно. Туроператоры уверены, что, несмотря на заверения круизной компании туристы, в первую очередь, обратятся с заявлениями к российской стороне – в турагентство или к туроператору. И это, считают эксперты, абсолютно правильный шаг. "Нашим туристам следует через агентство, в котором они покупали тур, обратиться к туроператору, возврат средств пойдет через него, - сообщила юрист Ассоциации туроператоров России (АТОР) Надежда Ефремова. – Сроки возврата пока назвать сложно, думаю, у каждого оператора они будут свои, это зависит от числа туристов, купивших тур на этот лайнер, скорость взаиморасчетов с Costa Cruises и т.д.". "У туроператора есть два пути, - сообщил начальник Управления страхования ответственности страховой компании "Ингосстрах" Дмитрий Милехин. – Он может обратиться в страховую компанию, где имеет финансовую гарантию, или передать заявление туриста непосредственно в Costa Cruises. Действия туроператора зависят от его взаимоотношений с руководством Costa Cruises, от того, находятся ли они в прямом контакте. Действия туроператора также будут зависеть от того, как быстро круизная компания будет выплачивать компенсацию. Не исключено, что туроператоры сами возместят стоимость круиза клиентам, а затем получат эти средства от круизной компании". Так, президент международного круизного центра "Нептун" Валентин Елисеев сообщил, что передаст заявления клиентов одновременно в страховую компанию и Costa Cruises. Что касается возмещения морального вреда, то тут ясности пока нет. "Итальянские юристы уже готовят иски, в них размер морального вреда исчисляется от 10 тыс. до полумиллиона евро, - рассказала Н.Ефремова. – Конечно, наши туристы от иностранных ничем не отличаются и также могут претендовать на существенную сумму. Загвоздка только в юристах и адвокатах, нанять их за рубежом вряд ли кто отважится. Так что размер компенсации будет варьироваться от возможностей и профессионализма юристов клиентов". В понедельник состоялась рабочая встреча руководства Ростуризма с руководством АТОР, на которой обсуждалась возможность объединения клиентов Costa Cruises для составления коллективной претензии о компенсации морального вреда и стоимости пропавшего багажа и направления ее в круизную компанию через Ростуризм и МИД РФ. "Если договоренность о составлении коллективного иска будет достигнута, это будет проще для пострадавших и весомее для обсуждения и получения компенсации с Costa Cruises. Что касается размера компенсации для российских граждан, то, думаю, он будет определен в процессе составления коллективной претензии исходя из международной практики", - сказала Н.Ефремова.