8 июля редакция TourDom.ru провела выборочный опрос региональных турагентств, чьи клиенты пострадали в результате краха ТО «Лабиринт». В их среде – две самые актуальные темы. Во-первых, многие готовятся обороняться от туристов в судах. Во-вторых, переживают о том, как вернуть людям паспорта, переданные через «Лабиринт» для оформления виз.
Судебные перспективы возникли по той причине, что потребители осознали бессмысленность обращения за компенсациями по фингарантиям. Из СМИ они знают, что страховок туроператора хватит лишь на то, чтобы каждый пострадавший получил примерно по 2000 рублей. Многие планируют идти другим путем – взыскивать через суд всю стоимость сорванных туров с турагентств. Каковы у истцов шансы на успех?
«Если по закону, то шансы минимальны, – говорит адвокат Илья Тугуев. – Еще в 2012 году Пленум Верховного суда дал разъяснения, что ответственность за оказание туруслуг несет ТО, а ТА отвечает только в размере собственного агентского вознаграждения. Но судебная практика в данном вопросе неоднозначна, иногда суды удовлетворяют иски клиентов и взыскивают с ТА всю стоимость туров». Таким образом, ни формулировки закона, ни разъяснения Пленума не дают оснований точно прогнозировать исход процесса. Юристы советуют владельцам розничных турфирм делать все возможное, чтобы решать подобные споры с потребителями в досудебном порядке.
Что касается клиентских паспортов, разъяснения дал директор по туризму «Лабиринта» Константин Горин. По его словам, как раз сегодня, 8 июля, сформированы партии документов для доставки в регионы курьерской службой. Представители туроператора в каждом городе сделают рассылку по турагентствам – сообщат о том, куда и когда явиться за паспортами. Не факт, что в региональные офисы, часть из них уже закрыта. Раздача документов начнется, скорее всего, в понедельник.
На руках у многих клиентов окажутся паспорта с визами, которые не будут использованы. Возникнут ли проблемы при следующей попытке получить разрешения на въезд в ту или иную страну? Скорее всего, нет, – комментируют эксперты туроператорских компаний. Просто клиенту при очередном обращении в консульство надо будет приложить к пакету документов объяснительную записку о том, почему предыдущая виза не была погашена.