Дополнительные выходные в мае подогрели интерес петербуржцев к путешествиям. Май будет одним из «пиков» туристического года, однако эксперты говорят о достаточно ровном спросе. На российском рынке новая тенденция: отдых россиян становится всесезонным. Как в Европе.Чей нужен нам берег? Спрос на отдых за границей в майские праздники всегда высок. Даже когда выходные определял естественный календарный порядок, люди старались взять мини-отпуск и уехать из будней. Так что сейчас, когда Госдума решила «отщипнуть» пару дней у рождественских каникул, стало всего-навсего проще решать связанные с отпуском проблемы на работе, говорит вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев. Это объясняет отсутствие резкого роста спроса на майские путевки. И все же эксперты не исключают, что предстоящие выходные станут одним из пиков туристического года. «Чем больше выходных дней – тем больше возможностей для отдыха. Майские праздники – канун долгожданного летнего сезона, поэтому очень многие стараются вырваться куда-нибудь, хотя бы на несколько дней», - говорит директор по продажам турфирмы «Нева» Дмитрий Мазаников. Лидерами продаж стали пляжные направления. Денис Мазаников среди самых востребованных называет Египет, Канарские острова, Турцию, Грецию, Тунис. Пресс-секретарь TEZ TOUR Марина Макаркина добавляет Доминикану и Мальдивы. Еще можно успеть забронировать туры в Испанию, Грецию, Турцию, Египет. «Вакансии» там есть всегда, но для отдыха на майских советуют поторопиться. По словам Дмитрия Макаркина, вне зависимости от сезона среди жителей города на Неве популярны Скандинавские страны. Многие агентства предлагают «испеченные» к этим праздникам мини-путешествия в страны «ближнего» по отношению к Петербургу зарубежья на несколько дней, которые расходятся в режиме свежих пирожков. В «Неве», кроме того, «хитом сезона» называют круизы на паромах с посещением столиц Северной Европы и Прибалтики. Отличительной чертой начинающегося сезона в TEZ TOUR называют стабилизацию спроса на Египет. А среди любителей автобусных экскурсий в этом году набирает популярность Италия. В послекризисный период она «продавалась» неважно, но в этом году туры на Апеннинский полуостров «подтянулись». Гендиректор ООО «Балт Тур» Янина Самуйлова объясняет это цикличностью спроса. «Сначала была популярна Франция, теперь – Италия, потом другая страна «войдет в моду», - считает эксперт. Более спокойно, чем всегда, продаются туры в Грецию. Янина Самуйлова не исключает, что россияне помнят о прошлогодних забастовках греков и опасаются, что и в этот раз они столкнутся со стихийными ограничениями доступа к самым известным достопримечательностям. Не останется в накладе и российское «серебряное кольцо». По словам Сергея Корнеева, большинство петербуржцев, предпочитающих отдых дома, поедут на турбазы в Ленобласти. Будут востребованы и «изюминки» Пскова и Новгорода. Эксперты советуют тем, кто намерен провести майские праздники за границей, заранее позаботиться не только о путевках, но и о визе (если это необходимо). Получить ее можно вместе с турпакетом, у аккредитованной фирмы – посредника (в обоих случаях это будет дороже) или самостоятельно через консульство или визовый центр. Не отмечая пока ажиотажа и очередей, представители визовых центров не исключают наплыва посетителей в ближайшей перспективе. Сейчас в визовых центрах срок оформления туристической визы во Францию составляет от четырех дней, Италию – от четырех – пяти дней, Чехию – от семи дней. Репетиция лета Уровень спроса на «маевки» принято считать барометром летней кампании. «Спрос на «майские» стабилен, на уровне прошлого года, общие показатели спроса позволяют нам делать позитивный прогноз на продажу летних туров», - предполагает Мазаников. Сергей Корнеев при этом отмечает, что все ярче прослеживается тенденция - отдых петербуржцев становится «всесезонным». Простой пример: отдых в Дубаи (ОАЭ) среди россиян всегда считался «зимним», англичане же ездят туда в любое время года. Все меньше пугает летняя жара в Эмиратах и россиян. Другая тенденция, которая очевидно продолжится и этим летом, – соотечественники стали тяготеть к активному отдыху, а не только к пляжам и лежакам по системе All Inclusive. Это отчетливо проявляется в коротких турах, когда человеку надо максимально быстро набраться сил и вернуться к рутине. Больше внимания стали уделять и качеству проживания на отдыхе. По мнению вице-президента РСТ, среди наиболее востребованных направлений активного отдыха (имеется ввиду разумное сочетание пляжей и познавательного туризма) особую популярность может получить Греция. Сергей Корнеев считает, что оказавшиеся в сложной экономической ситуации греки в этом году сделают ставку на «русский туризм». Все-таки по Европе бродит кризис, многие затянут пояса и останутся дома, а самая путешествующая нация – немцы – может не поехать «к эллинам» из-за обиды на то, что Евросоюз тратит деньги из общего котла на погашение греческих долгов. Последнее, скорее, шутка, но правда в том, что греческий турбизнес наиболее лоялен к туристам из России, говорит Сергей Корнеев. Даже визы в эту страну для россиян делают быстрее, чем в любую другую страну Евросоюза. Сергей Корнеев считает, что греческие отели в сложный для страны год могут понизить цены на проживание, либо будут предлагать различные акции наподобие «третий ребенок – бесплатно». Скидки «под микроскопом» Что касается ценовой ситуации в целом, то здесь комментарии экспертов противоречивы. Дмитрий Мазаников отмечает стабильную, на уровне прошлого года, цену на турпакеты. Марина Макаркина говорит, что в среднем по сравнению с 2011 годом цены по всем направлениям выросли на 5%. При этом эксперты видят немало предпосылок для увеличения роста цен на путевки в ближайшей перспективе. Так, по словам Яны Самуйловой, стоимость автобусных туров может возрасти из-за удорожания топлива в Европе, а также ужесточения налоговой политики в ЕС и, как следствия, удорожания гостиниц. Даже в дружелюбной Греции, говорит эксперт. Сергей Корнеев выделяет три ключевых предпосылки для возможного удорожания путевок. В первую очередь, это рост цен на нефть и, как следствие, повышение стоимости авиакеросина и удорожание авиаперевозок. В структуре себестоимости путевки «транспортная» составляющая составляет порядка 40%. Второе – это колебания курсов валют. Потребитель может снизить для себя влияние этого фактора, заказав тур заранее. Еще одна предпосылка - это собственно решения турфирм удержать или поднять на объективную величину цены вопреки отдельным «демпингующим элементам». Однако этот фактор может быть нивелирован в случае, если принимающая сторона (например, вышеупомянутые греки) снизят цены на свои услуги. Сергей Корнеев готов лишний раз напомнить туристам о том, что каждую предлагаемую турфирмой скидку надо рассматривать «под лупой». Опыт некоторых погоревших турфирм показал, что за «сладкими предложениями» может оказаться «пирамида на глиняных ногах». По мнению Корнеева, «нормальной» может считаться скидка в 10-15 процентов. Это – элементарная конкуренция за потребителя. На «горячие туры» скидка может достигать 30%. Но тут надо учитывать, что подобные бонусы могут касаться ограниченного числа путевок. В остальных случаях надо подумать – не в мышеловке ли лежит бесплатный сыр? Вторая рекомендация – брать страховку даже в том случае, если турфирма ее не предлагает. И хотя универсального средства для борьбы с «прогоревшими путевками» у экспертов нет, даже эти элементарные способы помогут предотвратить «солнечный удар».