Серия туроператорских коллапсов совпала по времени с началом раннего бронирования на сезон зима-2014/2015. Участники рынка констатируют: предварительные продажи туров заметно просели.
Причина в подрыве доверия к турфирмам у потребителей, люди опасаются покупать путевки заранее.
«Спрос на новогодние даты почти отсутствует. Глубина продаж не превышает одного месяца», – отмечает директор по развитию агентской сети Global Travel Сергей Самохвалов. Руководитель сети агентств «1001 Тур» Сергей Ватутин выразил надежду на активизацию ранних бронирований через одну-две недели, когда немного уляжется информационный шум от недавних скандалов на рынке. При этом он сомневается, что спрос вернется хотя бы на уровень прошлого года – продажи на зиму будут как минимум на 10% хуже, чем летом-2013.
Оценку состояния ранних продаж розничными компаниями разделяют и туроператоры. «Интерес к турам на зиму на 10% ниже, чем в прошлом августе», – говорит Эльмира Латыпова, директор по туризму «Трансаэро Тур». «Особенно под угрозой Египет, который и в благополучные времена не демонстрирует высокой глубины продаж», – добавляет Ивор Вукелик, директор по маркетингу и продажам TUI Russia. При этом он отметил, что спад не затронул сегмента горнолыжных туров, которые покупаются неплохо, особенно на новогодние даты.
Что касается спроса на текущий сезон, Сергей Ватутин отмечает 30-процентное падение за последние две недели – равномерно по всем туристическим направлениям. При этом сократилась и средняя продолжительность запрашиваемых поездок: «Те, кто планировал четырнадцатидневные туры, покупают десятидневные, вместо десяти ночей выбирают недельные путевки». Эльмира Латыпова рассказала, что в ее компании заметили сокращение продаж туров в Европу и на дальнемагистральные направления, но не ощутили особого спада по Турции и Болгарии.
Туроператоры признают: клиенты сейчас крайне осторожны при бронировании путевок. «Нередки случаи, когда турист связывается с отелем, чтобы лично убедиться, что его номер подтвержден. Турагентства также стали требовать доказательств «благонадежности» – просят показать документы об оплате чартерных рейсов и мест в гостиницах», – рассказал на условиях анонимности руководитель одного из ТО. «Доверие к туроператорам сейчас подорвано, поэтому мы ведем активный диалог с общественностью, разъясняем, как устроена отрасль, приводим аргументы в пользу сильных игроков, чтобы снять страхи. Считаю, что этим должны заниматься все туроператоры и крупные ритейлеры», – предлагает выход Ивор Вукелик.