На минувшей неделе в подмосковной Щербинке, в рамках IV Международного железнодорожного салона техники и технологий «Экспо 1520» (цифра обозначает ширину российской железнодорожной колеи) Федеральная пассажирская компания (ФПК) провела презентацию новой техники — двухэтажных вагонов: вагона эконом-класса и вагона-ресторана. Первая линия, на которую они выйдут - «Москва — Адлер» и будут доставлять пассажиров на сочинскую Олимпиаду.
Всё новое, как известно, хорошо забытое старое. Двухэтажные пассажирские вагоны, производимые Тверским вагоностроительным заводом, - прямые потомки тех, которые это предприятие производило с 1905 года (вместе с Сормовским заводом). Производило главным образом для перевозки крестьян-переселенцев в Сибирь — первый этаж предназначался для скота.
Двухэтажные вагоны уже давно бегают по европейским железным дорогам, но в СССР они не прижились — за исключением небольшой партии двухэтажных вагонов производства ГДР, в начале 1960-х курсировавших между Львовом и Ковелем.
Любопытно, что тогда же на Ленинградском вагоностроительном заводе была произведена небольшая партия специальных «полутораэтажных» вагонов для туристических поездов — единственный уцелевший экземпляр находится сегодня в Ташкентском музее железных дорог.
Новые вагоны, по сравнению со старыми, выше «ростом» и ниже «посадкой» (что удобно для пожилых пассажиров), ниже находятся и потолки, что не позволяет иметь в каждом купе большую багажную полку, а на верхних местах второго этажа — лампочки индивидуального освещения.
Для крупноформатного багажа вагон нового образца имеет специальное отделение. Количество мест в вагоне в компоновке эконом-класса составляет 104 (лестницы на второй этаж имеют особую подсветку), в компоновке бизнес-класса — 58. Каждый вагон имеет специализированную душевую, а также отдельное двухместное купе для инвалидов (доставка пассажира в него осуществляется специальным подъёмником), соседствующее с аналогичного назначения туалетом.
Двухэтажный вагон-ресторан имеет на первом этаже просторную кухню, блюда с которой без участия официантов при помощи небольшого лифта подаются наверх, в обеденный зал, а также маленький стоячий бар на 6 человек.
По заявлению представителей РЖД, в целом они сегодня нуждаются в 450 вагонах нового образца, первая закупаемая партия будет составлять 45 вагонов. Максимальная скорость новых «двухэтажников» будет составлять до 160 км/час.