Новогодние предпочтения россиян, покупающих туры за рубеж, изменились. В этом году они чаще делали выбор в пользу бюджетных направлений — Турции, ОАЭ и китайского курорта Хайнань. Спрос на некогда популярные Индию и Таиланд начал падать. Это продиктовано в том числе сокращением полетных программ туроператоров, опасавшихся недозагрузки. Перераспределение спроса привело к снижению среднего чека на выезд за рубеж и его росту внутри страны.
Интерес организованных туристов к странам Юго-Восточной Азии начал снижаться: все меньше путешественников планируют провести там новогодние праздники, следует из данных крупных систем бронирования, предоставленных по запросу “Ъ”. Так, по подсчетам Travelata.ru, доля Индии (Гоа) в общей структуре продаж на период длинных выходных в этом году составила 11% против 13% годом ранее. В Level.Travel фиксируют размытие доли направления за то же время на 4 процентных пункта, до 9%.
По оценкам Level.Travel, местные отельеры должны были заметно сократить стоимость размещения, для того чтобы заполнить 35 тыс. мест, освободившихся после банкротства Thomas Cook. Одновременно существенно снизилась стоимость электронной визы. Если год назад однократный въезд в Индию стоил $60, то теперь $10, если поездка совершается с апреля по июнь, и $25 — с июля по март. Выявленный тренд подтверждается официальной статистикой. По подсчетам погранслужбы ФСБ, за девять месяцев этого года Индию посетили 73,1 тыс. россиян — это на 22,3% меньше, чем годом ранее. При этом общее число выездов за рубеж за тот же период увеличилось на 14,2%.
Похожая ситуация в Таиланде, куда в этом году турпоток сократился впервые с 2015 года: по итогам первых девяти месяцев снижение оценивается в 9,2% (до 534,8 тыс.) относительно того же периода 2018 года. Представитель «Интуриста» Дарья Домостроева указывает, что в этом году компания отказалась от блоков мест в Таиланд на новогодние каникулы, считая их рискованными на фоне общего снижения популярности Юго-Восточной Азии. Операторы отправляют своих клиентов в Таиланд только на регулярных рейсах. Собеседник “Ъ” на туррынке объясняет скепсис операторов относительно Таиланда ежегодной недозагрузкой рейсов в эту страну, которая наблюдалась последние несколько лет.
Аналогичное решение «Интурист» принял относительно Вьетнама. Как следует из расчетов погранслужбы ФСБ, по итогам девяти месяцев в страну съездили на 7% (299,7 тыс. человек) меньше россиян, чем годом ранее.
Так, в Level.Travel говорят об увеличении доли Турции на 2 процентных пункта, почти до 16%. Одновременно аналитики обращают внимание на рост популярности ОАЭ: направление сформировало 14,78% продаж на Новый год, это на 4 процентных пункта выше показателя за аналогичный период прошлого года.
В TUI Russia лидером новогоднего спроса называют Турцию: доля страны в общей структуре бронирований достигла 24,3% против 12,3% годом ранее. В компании указывают, что 90% путешественников при этом отправляются в Анталью, где стоимость туров на зиму начинается до 40 тыс. руб. за неделю в четырехзвездочном отеле.
Еще один серьезный конкурент пляжей Юго-Восточной Азии в этом году — китайский курорт Хайнань. В Level.Travel указывают, что благодаря росту спроса на направление Китай впервые за время наблюдений вошел в топ-10 наиболее востребованных направлений, сформировав 3% продаж на Новый год. Аналитики называют его популярной альтернативой Паттайе и Гоа за счет отмены виз, поддержки китайских властей и внедрения востребованной у российских гостей системы all inclusive. Представитель Tez Tour Светлана Баранова называет Хайнань лидером продаж в компании. Это связано с обширной полетной программой туроператора из шести городов России и низкой стоимостью: цены на новогодние туры начинались от 26,4 тыс. руб. при размещении в отеле категории «четыре звезды».
Александра Мерцалова
Рисунок: Виктор Чумачев / Коммерсантъ