Туристическая платформа с поддержкой блокчейна будет запущена в России на Северном Урале - в регионе Югра.
Соответствующее сообщение подписал в ходе Петербургского Международного Экономического Форума (ПМЭФ) гендиректор регионального фонда развития Роман Генкель и Александр Бородичев, гендиректор стартапа блокчейна «Universa». Как сообщает компания, система позволит отслеживать государственные расходы и инвестиции для обеспечения прозрачности. Эксперты туристического рынка согласны, что у технологии блокчейна большое будущее в российском туризме.
«Пометка денег с использованием технологии распределенной бухгалтерской книги защитит государственные гранты и инвестиции от неправомерного использования», - заявляют в Universa. Планируется, что фирма разработает платформу для поддержки нескольких языков с общей целью объединения всех участников туристической «экосистемы» - поставщиков туристических продуктов и услуг, транспортные компании, осуществляющие доставку туристов, объекты размещения и питания, туристические и культурные объекты региона и непосредственно туристов. Кроме того, на блокчейн-платформе планируют проектировать и продвигать новые маршруты и объекты, контролировать деятельность туристических компаний и сборданныхдля выявления существующих проблем и поиска решения для увеличения туристических потоков в регион.
Эксперты ожидают, что на реализацию данной реформыпотребуютсяинвестиции в размере 55-85 млрд рублей. При этом в перспективе 5 лет экономический эффект от её внедрения может составить 1.64 трлн рублей.
Напомним, о блокчейне в российском туризме заговорили несколько лет назад. В декабре 2017 года в ходе Международного форума SIFT 2017 в Сочи тогдашний глава Ростуризма Олег Сафонов заявил, что внедрение новых технологий, в числе которых blockchain, приведёт к снижению стоимости турпродукта, а также к фактическому «вымиранию» розницы. Эксперты эти тезисы раскритиковали, однако в большом будущем этой технологии в туризме они не сомневаются.
Вlockchain или в переводе на русский язык «цепочка блоков», если говорить простыми словами - это децентрализованная база данных, где устройства, на которых хранится общая информация, не подключены к общему единому серверу. То есть получается, что вся информация в этой базе хранится в виде списка упорядоченных записей (блоков), каждая из которых несет в себе информацию о времени создания блока и ссылку на предыдущую запись. Поэтому даже в случае изменения последней записи, исходная информация не может быть утеряна.
Как отметил 2 года назад Олег Сафонов, внедрение технологии blockchain в туризме может привести к серьезным изменениям в туристическом секторе. «Ростуризм изучает те возможности, которые блокчейн нам предоставляет. Использование этой технологии может серьезным образом изменить качество оказываемых туристу услуг и привести к удешевлению турпродукта», - сказал он. «Изменения произойдут в среднесрочной перспективе от 5 до 10 лет. Но активное развитие использования технологии blockchain в туризме начнется уже очень скоро», - добавил Олег Сафонов
Впрочем, как отмечают эксперты, говорить о том, как повлияют новые технологии на рынок в течение ближайших 10 лет, точно нельзя. «Что есть ближайшее время? 5 или 10 лет? Это очень большой промежуток времени. И технологические изменения через 10 лет не сравнимы с изменениями через 5. Загадывать на 10 лет вперед я бы вообще не решился. 10 лет назад, например, появился Айфон», - пояснил тогда корреспонденту «ТУРПРОМ» Антон Россихин, генеральный директор IT-компании «САМО-Софт», специализирующейся на программах для туррынка.
При этом новые технологии действительно могут сказаться на представителях розницы. Так, как подчеркнул собеседник, технология blockchain делает прозрачным и убирает посредников не только в туризме, но и, например, при проведении всякого рода референдумов и выборов. «Да, blockchain как технология идеально подходит для туризма, но пока транзакция дорога и самое главное, она «медленная». Но это как с айфоном. Первая модель сегодня вызывает улыбку. Кроме того, строить серьезный бизнес на сильно волатильной нефиатной валюте основная масса игроков не готова. Нужно регулирование. Очень сомневаюсь, что в России будут регулировать эту технологию в пользу бизнеса. Зарегулируют так, что весь интерес строить бизнес пропадет. Но со временем мы подключимся к миру. Будем догонять. Лет через 6», - пояснил г-н Россихин.
При этом эксперт добавил, что удешевление турпродукта при внедрении новых технологий вряд ли произойдет. «Что касается турагентов, то их количество будет неумолимо уменьшаться независимо от blockchain, хотя такая бизнес единица останется и будет востребована, но не в тех масштабах, что сейчас. Знания экспертов о туристических объектах и направлениях будут накапливаться и аккумулироваться в сети и станут всё более доступными потребителю», - отметил гендиректор «САМО-Софт».
При этом, например, в Дубае технология blockchain уже получила свое развитие. «Дополнительный канал распространения для отелей» запускает Дубай в рамках технологии Blockchain для выполнения инициативы Dubai 10x. Через Blockchain планируется подключить все туристические организации, участвующие в планировании поездки, что даст возможность «предоставить гостям прозрачные, «реальные» цены и выбор в туристическом инвентаре Дубая». «Помимо предоставления более широкого доступа к глобальному потребителю и открывает возможности для отечественной индустрии путешествий для новых участников и инновационных начинаний в экосистеме, — таким образом, повышая ценность для Дубая с точки зрения более высокой и быстрой конверсии посетителей и большее влияние на ВВП», - пояснили в департаменте туризма Дубая.
Также инициатива по маркетингу «Туризм-блокчеин» позволит предоставить равные возможности для привлечения туристов и увеличения занятости в сфере туризма в Дубае в целом не только глобальным корпорациям, но и меньшим организациям, в их числе отдельным отелям и гидам Дубая.
В России же эксперты оценивают перспективы блокчеин очень осторожно. «Российский рынок очень инертен с точки зрения внедрения инноваций в модели дистрибуции. Дело в том, что в сложившийся ситуации поставщики турпродукта, т.е крупные туроператоры, с кем так или иначе придется делать интеграцию, очень обюрокрачены и ленивы на инновации. С тем, чтобы даже прибыльная идея проникла в модернизацию внутри компании, проходит не менее года. Нужна воля, терпение, финансовые инвестиции, сильная команда, предметный опыт и точки касания с критической массой клиентов для посева на уже разработанном поле продаж туров в интернете», - прокомментировал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Петр Бусалов, ведущий эксперт компании «ADV.CAKE». По его словам, исключением в подобной ситуации может быть высокотехнологичный посредник, но с серьезным предметным опытом в туризме. «Кроме Слетать.ру чудес за последние 10 лет у нас не было. Кроме всего прочего нужно понимать, что рынок сбыта В2С нужно активно раскачать на продажи в подобной модели дистрибуции, сегмент которого только начал приходить в движение с учетом глубины проникновения оплат по картам, осведомленности и доверия туриста к онлайн бронированию. Поэтому прогнозы на скорую революцию в данной модели продаж крайне преждевременны», - оценил эксперт. По его словам, реалии таковы, что мы отстаем исторически от Европы и Америки по IT-технологиям на 5-7 лет. «А там точно ещё революции не было. Если, конечно, в российском туризме не появится харизматичный Илон Маск, и не прокатализирует ситуацию в заявленные сроки. Данные выводы сделаны на базе наблюдений огромного количества различных стартапов, которые так и не зашли в туризм по причине вышеописанных причин», - резюмировал Петр Бусалов.
Фото Турпром.ру