Саудовская Аравия, которая до последнего момента считалась едва ли не самым закрытым государством мира, где к соблюдению норм морали предъявлялись жесткие, не всегда поддающиеся здравому смыслу требования, хочет развивать туристическую индустрию. Но сможет ли она превратиться однажды в туристическую державу по примеру своих красноморских соседей?
Еще несколько лет назад можно было сказать однозначное "нет". После трагической атаки на Мекку и попытки захвата Заповедной мечети в 1979 году выросло не одно поколение, воспринимающее саудовское королевство как обитель религиозной догмы в самом консервативном ее проявлении в жизни общества.
После трагических событий почти 40-летней давности саудовский режим, тяготевший в те времена к определенным западным ценностям и свободам, почувствовал шаткость своих позиций и осознал, что только укрепление роли религиозной элиты и ее тотальный контроль над обществом способны предотвратить в будущем повторение трагедии, приведшей к гибели сотен человек.
Спустя десятилетия на смену сыновьям основателя королевства приходит молодое поколение будущих правителей, самым ярким представителем которого стал наследный принц 33-летний Мухаммед бен Сальман.
Neom
Саудовские подданные почувствовали первые изменения еще при короле Абдалле (ныне покойном), который несколько лет назад предоставил женщинам избирательное право и возможность занимать государственные посты, а также запустил государственную программу для отправки молодых людей на учебу в западные университеты.
Нынешний король Сальман уже вошел в историю как монарх, позволивший женщинам управлять автомобилем. При нем же публике вернули кинотеатры, попавшие по тотальный запрет 40 лет назад.
Следом один за другим последовали и другие послабления: саудиткам разрешили посещать футбольные матчи, заниматься многими видами спорта, посещать уроки физкультуры в школах и тренироваться в специальных женских фитнес-центрах.
Однако за многими новыми веяниями стоит непосредственно наследный принц, которого в королевстве негласно уже называют "вестником надежды". Именно ему принадлежит новая программа реформ "Видение-2030", нацеленная на определенную либерализацию и диверсификацию сильно зависимой от добычи и экспорта нефти экономики страны.
Королевство намерено сделать ставку на развитие высокотехнологичных наукоемких отраслей, в том числе в энергетике, в сфере услуг и инфраструктуры, а также во многих других перспективных отраслях.
Саудовская Аравия делает ставку и на туризм для получения дополнительных вливаний в экономику страны. Частью этого плана является проект строительства мегаполиса Neom в пустыне с инвестиционным потенциалом более $500 млрд, который будет полностью обеспечен только солнечной и ветряной энергией и призван стать технологическим хабом для стран Азии и Африки.
Новый город расположится на территории 26,5 тыс кв. км на побережье Красного моря и Акабского залива в пограничной с Египтом и Иорданией зоне. Протяженность береговой территории новой конгломерации составит почти 500 километров, из которых две трети занимают песчаные пляжи.
Власти королевства намерены построить только на своей территории пять суперсовременных курортных городов и около 50 специализированных туристических центров, которые разместятся на еще не тронутых цивилизацией островах, сотни небольших туристических "деревень" и объектов, включая 15 зон для любителей дайвинга.
Прорабатывается и транспортная система, включающая авиа- и морские рейсы. Причем, как предполагается, из любой точки нового туристического кластера можно будет добраться на каждый отдельный объект проекта Neom не более чем за три часа.
Ожидания
Власти королевства рьяно взялись за дело, особенно глядя на успехи в области продвижения туризма в соседних арабских государствах — ОАЭ, Бахрейне и даже Омане, и объявили о планах к 2030 году выйти на уровень 30 млн приезжих в год.
Сейчас эта цифра составляет 16 млн человек, при этом туристов среди них нет — в основном это паломники и иностранные рабочие.
Уже к 2020 году Саудовская Аравия рассчитывает получать ежегодно $47 млрд доходов от туризма.
С апреля этого года началась выдача электронных туристических виз. При этом условия выдачи виз женщинам оговариваются особым образом: до 25 лет представительницы прекрасного пола смогут въехать в страну по однократной визе сроком на 30 дней только в сопровождении представителя семьи мужского пола. Женщинам старше этой возрастной планки разрешен въезд без сопровождения.
Уже запущен официальный туристический сайт королевства, расписывающий потенциальным клиентам привлекательные и заманчивые места для отдыха и экскурсий: помимо морских курортов, это и природные заповедники, и сафари-туры в пустыню, и исторические места, уходящие в эпоху Набатейского царства.
К тем временам относится, в частности, древнейший архитектурный памятник — скальный город Мадаин-Салех (Хегра) в Хиджазе на северо-западе королевства, по своему облику очень напоминающий иорданскую Петру. Но, в отличие от своего "собрата", об этом затерянном городе возрастом 2000 лет иностранные туристы практически не знают.
В ближайшие годы власти планируют запустить в стране 18 новых музеев, 80 объектов культурного и исторического наследия, а также отреставрировать и открыть для посещений 18 традиционных этнокультурных городов и деревень.
В туриндустрию привлекают все новых людей, открывая дополнительные рабочие места: как ожидается, к 2020 году количество занятых в отрасли достигнет уже 1,2 млн человек.
Реализация
Но удастся ли королевству заманить к себе иностранных туристов? Ведь, несмотря на многочисленные послабления последнего времени, в стране по-прежнему действует строгий дресс-код, прежде всего, в отношении женщин, которым предписано появляться на публике только в закрытых одеждах-абаях и покрывать голову.
Это требование предъявляется и к иностранцам. Не совсем понятно с купальными костюмами: разрешат ли туристам отдыхать и купаться в курортных зонах в обычных европейских купальниках, или и здесь могут потребовать соблюдения исламских законов, предписывающих только закрытые купальники (буркини).
Ну и наконец, самый важный для находящегося на отдыхе иностранного туриста вопрос — об алкоголе. В большинстве арабских государств туристам не возбраняется употреблять алкогольные напитки, но только в зоне отелей, где они и продаются. В Саудовской Аравии действует жесткий сухой закон. Будет ли сделано исключение для туристов?
В общем, несмотря на привлекательную презентацию проекта под названием "туризм в Саудовской Аравии", вопросов пока больше, чем ответов.
Вселяют оптимизм слова, сказанные наследным принцем в контексте реформ: "Мы хотим идти туда, где мы когда-то были, к умеренному исламу, открытому для окружающего мира, открытому ко всем остальным религиям". "70% процентов населения Саудовской Аравии младше 30 лет. Мы не хотим потерять еще 30 лет из-за экстремистских идей. Мы уничтожим их сегодня", — заявил принц.
В 1979 году, после страшного теракта в Мекке, монаршая семья, отнюдь не чуравшаяся западного образа жизни, повернулась лицом к жесткому консерватизму, к которому, впрочем, и до этого было немало предпосылок. Либерализм наследного принца далеко не всем по душе в королевстве, с трудом реагирующем на разные "вольности". И нет гарантий, что однажды не найдутся силы, которые захотят снова встать на путь запретов и ограничений.
Фото: Boltai.com