Впервые за два года кризиса возрос спрос на услуги турфирм, а экономить стали на автомобилях, обуви и бытовой технике.
НИУ ВШЭ подвел итоги ежеквартального исследования делового климата в сфере услуг в III квартале 2016 года. Большинство предпринимателей оценивают показатели деятельности своих организаций негативно. Однако турбизнес совершил настоящий прорыв. Впервые начиная со II квартала 2014 года деловая уверенность в этом секторе начала расти. Эксперты говорят, что это произошло благодаря развитию внутреннего туризма и улучшению экономической ситуации. Но если россияне и стали жить лучше, то не настолько, чтобы позволить себе не экономить на обуви или бытовой технике. Потому что индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) владельцев ремонтных мастерских тоже растет.
Отрицательные значения ИПУ в III квартале 2016 года сложились в 11 из 14 наблюдаемых сфер услуг. К группе благополучных организаций — страховым компаниям и санаторно-курортным учреждениям — присоединились туристические фирмы. Авторы исследования отмечают, что зарубежный выездной туризм продолжает переживать глубокий кризис. И выхода из него пока не просматривается даже в отдаленной перспективе. Вместе с тем, по результатам обследований, после провала 2015 года наблюдался явный рост оптимизма предпринимателей, оказывающих туруслуги. А Ростуризм ожидает роста внутреннего турпотока по итогам 2016 года на 3–5 млн человек.
— Очевидно, часть туристических фирм сумела пережить тяжелые времена и переориентироваться на внутренние направления. Возможно, туризм стал одной из первых отраслей российской экономики, сумевшей успешно осуществить импортозамещение предоставляемых услуг, — сказал «Известиям» директор центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
Он подчеркнул, что сфера туризма является «лакмусовой бумажкой» доходов населения. Рост деловой активности в этой сфере свидетельствует о том, что жизнь стала налаживаться.
— В последние несколько месяцев зарплаты более или менее стабилизировались. Если в 2015 году инфляция была на уровне 12%, то в 2016-м — почти в два раза ниже. Постепенно экономическая ситуация начинает улучшаться. Но это закономерно, не бывает вечных спадов или подъемов, — объяснил Остапкович.
Он рассказал, что в 2015 году россияне очень осторожно распоряжались доходами, предпочитали не тратиться. В 2016 году период отложенного спроса закончился. Люди устали экономить и, почувствовав небольшое улучшение экономической ситуации, решились на покупку тура.
О положительных тенденциях в экономике свидетельствует и падение в III квартале индекса предпринимательской активности ломбардов.
— Ломбарды — это единственный вид деятельности в России, который только выигрывает от кризиса и финансовых неурядиц. Люди начинают закладывать вещи, чтобы перехватить денег, — говорит Георгий Остапкович.
Но если россияне и стали жить лучше, то не настолько, чтобы покупать новые автомобили, обувь и бытовую технику. Индекс деловой активности ремонтных мастерских продолжает расти.
— В «тучные» годы если ломалась, например, молния на сумке, то сумку выбрасывали и шли в магазин за новой. Теперь далеко не все могут себе это позволить. У нас два года подряд падают реальные доходы населения. Такого не было с 1998 года, — говорит Георгий Остапкович.
Директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко говорит, что россияне готовы скорее сэкономить на одежде, чем отказаться от отдыха.
— Отдых для россиян за последние 20 лет стал неотъемлемой частью жизни. Для многих он так же необходим, как еда, — сказал Осауленко. По его словам, внутренний туризм в 2016 году стал развиваться галопирующими темпами благодаря появлению на российском рынке пакетных туров, в которые входят перелет, проживание, экскурсионная программа и внутренняя логистика.
— Экономическая ситуация в стране стабилизировалась. А туристический рынок и потребители адаптировались к существующим условиям. На внутренних направлениях появились чартерные цепочки, что позволило снизить цену туров на 20%, — пояснил Осауленко.
По его словам, самые популярные зимние направления сейчас — горнолыжные курорты Домбай и Роза Хутор (Красная Поляна). А любители пляжного отдыха предпочитают Вьетнам и Доминиканскую Республику. При этом отечественные курорты по цене почти не отличаются от заграничных.
Руководитель комитета по внутреннему туризму Ассоциации туроператоров (АТОР) Илья Уманский рассказал «Известиям», что активная переориентация турфирм на внутренние направления началась в ноябре 2015 года с закрытием для российских туристов Турции. Также проводить отпуск в пределах родины стали российские силовики — в 2014 году МИД рекомендовал им воздержаться от заграничных поездок.
— Внутренний туризм — это единственное направление, которое бурно развивалось в этом году. По статистике, 80% россиян предпочитают отдыхать на море, поэтому драйверами стали Сочи и Крым. Хорошим спросом пользовались курорты Кавказских Минеральных Вод. В целом все туристические маршруты были востребованы, ни один не «просел», — сказал Уманский.