Из крайне немногочисленных законодательных инициатив и актов майской праздничной недели стоит особо выделить исключение из указа Президента пунктов, запрещающих организацию туристических программ в период проведения Кубка Конфедерации, а также проект постановления правительства, упорядочивающий проверки туркомпаний Роспотребнадзором.
ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ ТУРИСТСКИХ МАРШРУТОВ ИЗ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА № 202
На портале официального опубликования правовых актов 10 мая 2017 г. размещен Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года».
Напомним, что текст проекта Указа вызывал много споров у туристической общественности, т.к. исключал возможности для организации и проведения туристических программ в сфере внутреннего и въездного туризма, особенно в сегменте туристских маршрутов водного транспорта.
Наибольшее число негативных отзывов вызывал п.9 проекта Указа, предписывающий приостановку в дни проведения спортивных соревнований перевозку граждан РФ и иностранных граждан по туристским и экскурсионно-прогулочным маршрутам на всех видах транспорта в города, принимающие спортивные соревнования, из других городов РФ, не связанных с посещением спортивных и культурно-массовых мероприятий.
АТОР обращалась к заместителю Председателя Правительства РФ Виталию Мутко с просьбой доработать Указ с учетом безопасности участников футбольных мероприятий и интересов участников туристического рынка. Виталий Мутко довел положения письма АТОР до Минтранса, Минкультуры, МВД РФ и ФСБ РФ с просьбой учесть его при разработке положений указа.
В результате из текста Указа, вступившего в силу с момента его официального опубликования, т.е. с 10 мая 2017 г., были исключены 9 и 10 пункты. Надо отметить, что иные положения Указа не претерпели существенных изменений.
О БУДУЩИХ ПРОВЕРКАХ РОСПОТРЕБНАДЗОРА
Известно, что к компетенции Роспотребнадзора в том числе относится и сфера туризма. Многим туристическим компаниям хорошо знакома ситуация, когда к ним с проверкой по жалобе «любимого» клиента приходит инспектор из Роспотребнадзора. Представляем обзор проекта постановления Правительства Российской Федерации, который разработан в целях упорядочения проведения плановых проверок Роспотребнадзора, в том числе и в туристической отрасли, и позволит надзорному органу не реагировать внеплановой проверкой на каждую жалобу потребителей. Проект был опубликован на портале проектов нормативных правовых актов 3 мая 2017 г.
Изменения, предлагаемые проектом Роспотребнадзора, предусматривают введение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного надзора и проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Само определение понятия «риск-ориентированный подход» (РОП) внесено Федеральным законом № 246-ФЗ, применение которого в 33 видах контроля запланировано с 1 января 2018 года.
Согласно закону, риск-ориентированный подход – это метод организации и проведения государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения контрольных мероприятий (проверок) определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при такой деятельности производственных объектов к определённой категории риска либо определённому классу опасности.
Другими словами, это анализ рисков и степени нанесения имущественного ущерба потребителям конкретного предприятия. Чем выше категория риска компании, тем чаще и пристальней надзорный орган будет ее проверять. Если компания вне зоны такого риска, то ей ожидать плановых проверок не придется.
Роспотребнадзором разработан проект критериев отнесения объектов государственного надзора к категориям риска. Всего документом предусмотрено 6 категорий риска, зависят они от степени имущественного ущерба, который может нанести организация потребителю в случае неисполнения/ненадлежащего исполнения взятых на себя обязательств.
Если показатель потенциального риска причинения вреда в имущественном выражении составляет более 10 млн рублей, то компании будет присвоена категория чрезвычайно высокого риска. Категория низкого риска будет присвоена организациям, показатель потенциального риска в имущественном выражении составит менее 1 тысячи рублей. Критериями предусмотрены еще 4 категории:
Эти категории присваиваются компаниям не навсегда: риск может быть снижен или повышен – в зависимости от качества исполнения компанией своей работы. Жалобы напрямую влияют на это.
Так, вступившие в законную силу 3 и более постановлений по делу об административном правонарушении с назначением административного наказания (в течение трех лет на дату принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска) или большое количество жалоб от потребителей, поступивших в Роспотребнадзор за последние 2 года (10% и более) являются поводом для перевода компании в более высокую категорию риска, например, из категории значительного риска в категорию высокого риска.
В сторону понижения категории риска пересматриваются Роспотребнадзором по заявлению компании-обладателя категории, а также если:
На основании категорий риска, присвоенных компаниям, ведомство будет принимать решения о проведении плановых проверок, что позволит ему не реагировать на все жалобы населения подряд. Периодичность плановых проверок будет напрямую зависеть от присвоенной компании категории:
Отсутствие у компании какой-либо категории означает, что в этом случае надзорный орган будет считать ее в категории «низкого риска» и не будет ее проверять.
Помимо анализа имущественного ущерба, который компания теоретически может нанести потребителю, компании будут «разделены» и по объемам, исходя из размера своей выручки.
Коэффициент масштаба, дифференцирующего риск для хозяйствующих субъектов, относящихся к микро, малым, средним и крупным предприятиям, определяется исходя из пропорции между числом указанных предприятий и размером годовой выручки:
Помимо упомянутых выше критериев отнесения к категориям риска, Роспотребнадзором разработано Приложение к этим критериям, на основании которого можно определить, к какой категории риска потенциально относится тот или иной вид деятельности. Приведем здесь основные услуги, имеющие отношения к сфере туризма: