Молдавия все еще остается малоизвестным направлением для российских туристов.
И это несмотря на то, что страна предлагает винные и этнотуры, весьма интересную экскурсионную программу, агротуризм и многое другое. Одной из основных причин слабого спроса операторы называют полное отсутствие продвижения на российском рынке.
Как считает генеральный директор компании «Виадук-тур» Лариса Федорова, пока молдавские власти не начнут грамотную рекламную кампанию, направление не обретет популярности в России. Другим фактором, существенно влияющим на спрос, она назвала стоимость наземного обслуживания. «Путешествие в Молдавию – дорогое удовольствие. У нас трехдневный тур на человека стартует от 22,5 тыс. рублей без перелета. Впрочем, расценки на авиабилеты вполне приемлемые, можно найти туда-обратно за 9 тыс. рублей. Но в целом стоимость выходит сопоставимой с расценками на Западную Европу», – рассказала г-жа Федорова RATA-news.
Жестче по этому вопросу высказался генеральный директор компании «Жарков-тур» Андрей Жарков: «Молдавия выходит даже дороже Европы, туры продаются плохо. Выезд, например, на июньские праздники при двухместном размещении выйдет от 500 евро на человека – без перелета, естественно. С 2011 года, когда мы только начали заниматься направлением, цены подросли. Групповых туров партнеры не предлагают, все делаем индивидуально».
С другой стороны, продолжила Лариса Федорова, страна очень интересная, сейчас там все цветет, а к началу июня созреет черешня и клубника. Туристы в первую очередь интересуются винным туризмом, оператор предлагает посещение исторических винных погребов с дегустацией. «Но заметного спроса на этот продукт нет, несколько десятков человек в год. Причем даже в «Яндексе» туры в Молдавию практически не запрашивают», – уточнила она. А ведь помимо фруктово-винной темы страна может привлечь и другим. Например, в Кишиневе в первозданном состоянии сохранился домик Александра Пушкина, но туристы об этом не знают.
Андрей Жарков согласен с коллегой: «В бессарабской ссылке поэт начал писать «Евгения Онегина». Там потрясающий музей, даже лучше, на мой взгляд, чем на Мойке в Питере. А молдаване не включают его в экскурсионные программы, туристы узнают о доме Пушкина уже на месте». Он отметил, что гостей в Молдавии, как правило, людей интересует все, что связано с виноделием. Также с интересом посещают Приднестровье. По оценкам г-на Жаркова, продажи уже несколько лет держатся на одном уровне, и предпосылок к росту не наблюдается.
В компании «Ванд Тревел» довольно плотно занимаются Молдавией. Планируют и дальше развивать направление, но пока туристов едет немного. «Отправляем людей на уикенды, на спортивные мероприятия. Но чаще едут в комбинированных турах с посещением Румынии, – говорит руководитель профильного отдела Елена Бондаренко. – Хотим заинтересовать россиян, ведь в республике есть, что посмотреть, где отдохнуть, можно вкусно поесть и выпить вина. Приглашаем отличных гидов. Нов год обычно выходит менее сотни туристов. По тому, как идут бронирования с начала года, могу предположить, что и по его итогам выйдем на показатели 2016 или чуть выше».
По словам г-жи Бондаренко, партнеры сокрушаются, что россиян приезжает мало, при этом в больших количествах принимают гостей из Китая и Японии. Кстати, Лариса Федорова добавила, что последние три года в Молдавию активно поехали и румынские туристы.
Как отметила Елена Бондаренко, известных гостиничных цепочек в Кишиневе нет, но отели уровня 4-5* весьма хороши, хоть не недешевые, зачастую оформлены в национальном стиле. «Рестораны там очень красивые, с национальным интерьером и утварью, кухня вкусная», – говорит эксперт. По ее мнению, рассчитывать больше приходится на осень, когда в Молдавии появляются фрукты, проходят винные фестивали, и туристы могут принять участие в создании вина. Существуют довольно популярные программы с проживанием на винодельнях – люди сами давят виноград, купажируют винные материалы и т.д.
Фото easytours.md