Туроператор вправе предусмотреть в договоре с турагентом максимальный размер скидки, которую турагент может предоставлять клиентам. Также в договоре можно закрепить минимальные цены, ниже которых турагент не может продавать турпродукт. Такое разъяснение дала Федеральная антимонопольная служба России в ответ на запрос приморского адвоката Артема Штерна. Некоторое время назад турагенты Приморского края обратились к одному из ведущих российских туроператоров с письмом, в котором рассказали, какая ситуация складывается на туристическом рынке региона. Ситуация банальная: некоторые агенты откровенно демпингуют, отдавая часть своей комиссии клиентам в виде скидок. Приморские фирмы попросили туроператора установить запрет на применение скидок более 5% при продаже чартерных программ с соответствующими санкциями против нарушителей. Официальный ответ в Приморье так и не пришел, но устно представитель туроператора разъяснил, что не вправе устанавливать минимальные цены на продажу своего продукта, так как это нарушает антимонопольное законодательство.
Приморцев такой ответ не устроил: они хорошо знают, что многие туроператоры под разными предлогами устраняются от решения проблемы демпинга на агентском рынке. Турагенты обратились за консультацией к независимым юристам. Управляющий партнер адвокатского бюро «Решение» Артем Штерн никакого нарушения закона в предлагаемом механизме не увидел, отметив, что такая практика широко распространена в торговле. Однако сделал запрос в Федеральную антимонопольную службу РФ с просьбой предоставить официальные разъяснения.
Ответ пришел от статс-секретаря – заместителя руководителя ФАС России Андрея Цариковского. Как следует из письма, туроператор вправе устанавливать минимальные цены, по которым турагент вправе продавать турпродукт, нарушений антимонопольного законодательства в этом не усматривается. Свое мнение ФАС России мотивирует тем, что на рынке туристских услуг отсутствуют хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение.
Часть 1 статьи 7 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» гласит, что монопольно низкой является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке. При этом в часть 2 статьи 5 закона указано, что не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Ссылаясь на данные Единого федерального реестра, в котором значится более 4 тысяч туроператоров, ФАС отмечает, что на рынке формирования и продвижения турпродукта отсутствуют хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение.
Еще одним основным условием для установления доминирования хозяйствующего субъекта является то, что обращающийся на рассматриваемом рынке товар не должен иметь заменителя (пункт 3 части 3, пункт 3 части 6.1 статьи 5 закона). «В связи с тем, что реализация туроператорами (турагентами) товара (турпродукта) может быть заменена при потреблении другим товаром (турпродуктом), положение такого туроператора (турагента) не может быть признано доминирующим», – говорится в разъяснении ФАС.
В соответствии с пунктом 1 части 1, пунктом 3 части 1 статьи 10 закона о защите конкуренции запрещается установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора. Действия туроператоров, устанавливающих максимальные скидки на продажу турпродукта, статью 10 закона о защите конкуренции не нарушают, говорится в разъяснении ФАС.