ООО Бэстпрайс-Тур с 2012 года организует индивидуальные поездки на Мальдивы. В интервью нашему корреспонденту Генеральный директор компании Сергей Уткин рассказал, как он пришел в турбизнес, о своем отношении к ваучерам вместо денег, о неработающем механизме фингарантий, о непонятной электронной путевке и об ожидаемых сроках возобновления туристического сезона.
- У вас достаточно нестандартный путь в турбизнесе: никогда прежде не работали в этой отрасли и вдруг сразу в качестве туроператора начинаете продавать Мальдивы. Как так получилось?
- В начале 2000-х мы с супругой открыли для себя Мальдивы и, прозвучит как штамп, это была любовь с первого взгляда. Мыстали отдыхать только здесь. Пробовали, конечно, другую экзотику, но такого уединения и единения с природой в сочетании с комфортом больше нигде нет. А затем мой прежний бизнес внезапно исчерпал себя. Из многочисленных к тому времени визитов на Мальдивы у меня было несколько контактов. Знаете, как бывает: приезжаешь в отель во второй, третий раз и уже как родного встречают, дружеские беседы с менеджментом. В итоге к моменту открытия компании у меня были прямые контракты.
Друзья называли сумасшедшей мою идею открыть не турагентство, а сразу туроператорскую компанию. Тем более только по одному направлению. Что это как открыть небольшой, хоть и специализированный магазинчик посреди супермаркетов. Прогоришь, говорили. Но в том то и дело: если вы досконально разбираетесь в каком-либо предмете, то обязательно найдете своего клиента. Ну и, конечно, следует учитывать, что аудитория путешественников на Мальдивы, она другая, они не пойдут покупать мясо в супермаркете, если рядом есть мясная лавка.
- И в чем же преимущества этой мясной лавки?
- Там знают каждого клиента, его предпочтения, а главное, очень ценят. У нас всего несколько сотен клиентов, мы знаем их всех поименно. Выбирая отель для очередного путешествия на Мальдивы они говорят: вы знаете наши предпочтения, предложите варианты. Превосходное знание продаваемого направления является преимуществом всех нишевых туроператоров. Особенно по такому направлению как Мальдивы, где нюансов подбора отеля множество: размер острова, удаленность, тип трансфера – кто-то, к примеру, не хочет добираться на самолете внутренних авиалиний, кто-тона гидросамолете, для кого-то качество кухни в приоритете, для других наличие домашнего рифа, кто-то хочет номер с фронтальным бассейном на пляже, но только на стороне заката и т.д.. Обычно мы рекомендуем не более 2-3 отелей, которые наиболее полно на наш взгляд удовлетворяют запросам клиента. Бывает, впервые обратившийся к нам бронирует в итоге другой отель в другой компании, а потом приходит обратно со словами: зря не прислушался.
Если что-то случается у нашего клиента, а не раз бывали и необходимость досрочно прервать отдых,и внезапные заболевания накануне вылета – мы договариваемся с отелями о переносе поездки без штрафов или о переносе неиспользованных ночей на другие даты. В супермаркете подобное невозможно.
- Если перейти от вашей компании к турбизнесу в целом. На днях Госдума одобрила в первом чтении выдачу туристам ваучеров вместо денег. Правда, потом возникли опасения, что закон может быть принят не в том варианте, в котором ждет турсообщество.
- Мы сразу известили клиентов о немедленных, в течение 24 часов выплатах всем, кто захочет отменить бронь, но предупредили, что они потеряют на курсовой разнице. В итоге только около трети отменили. Честно говоря, мне непонятны стенания коллег об убытках в случае возврата оплаченных туров. У нас рубль сильно просел с марта. Туроператор при возврате денег получает 20% прибыли из-за возникшей курсовой разницы. Это в разы больше, чем обычный заработок от реализации тура.
Однако все крупные туроператоры живут за счет будущих поступлений и даже заработок в 20% их не спасает. Не устраивают и предложенные поправки в виде предоставления банковских кредитов под гарантии государства под контракты с иностранными партнерами, которым была отправлена плата за туристов. В называемой в 80 млрд рублей задолженности перед туристами дебетовая задолженность со стороны иностранных поставщиков в разы меньше. Какой банк выдаст кредит такой компании? Поэтому туроператоры, а с ними и агентства, которые подвисли не по своей воле, ратуют за ваучеры.
Но я, конечно, надеюсь, что законопроект будет принят в ожидаемом турсообществом варианте, иначе рынок ожидает очередная волна потрясений. И опять пострадают туристы.
- Но все туроператоры имеют договоры страхования ответственности на значительные суммы, все обязательства перед туристамизастрахованы.
- Называемая сумма задолженности перед туристами в десятки раз превышает объемы застрахованности. О том, что действующий механизм фингарантий не состоятелен, все давно знают. Когда туризм перешел в ведение минэкономразвития там обещали что-то придумать, доработать, но для них в приоритете развитие внутреннего туризма.
- Помню, не раз предлагалось рассмотреть страхование каждого тура по отдельности. Но там возникали технические сложности по контролю продаваемых туров: отчетность ведь можно сдать любую.
- Эту проблему могли бы решить эскроу-счета по аналогии с долевым строительством. Также заключается трехсторонний договор между турфирмой, туристом и банком. Турист кладет деньги за тур на эскроу-счет в банк, банк выдает турфирме кредит в размере полученной от туриста суммы, кредит автоматически погашается после выполнения турфирмой обязательств по договору о реализации турпродукта. Обычно по условиям контракта отель требует оплатить за туристов не более чем за месяц, по некоторым отелям за 7-14 дней до даты заезда. То есть, срок кредита в среднем составит не более месяца. При ставке кредитования в 14-15 % годовых стоимость обслуживания такого кредита составит лишь 1 %. Туры будут застрахованы не хуже банковских вкладов, а банки куда лучше страховщиков смогут проанализировать финансовое состояние заемщика, особенно если ведет его расчетные счета. Однако нашим крупным туроператорам деньги нужны на большие чем месяц сроки, они существуют за счет будущих поступлений, от глубоких продаж за несколько месяцев вперед. Их устраивает существующий нерабочий механизм. Устраивает и Ростуризм, где закрывают глаза на существующие проблемы, но внедряют электронную путевку, полагая, что она защитит туриста.
- На сайте ведомства так и написано «Электронная путевка обеспечивает государственные гарантии всем участникам туристического рынка».
- Гарантии в чем? В том, что агент имеет соответствующий договор с туроператором и оплатил последнему за туриста? У нас разве основная проблема в агентах, которые не переводят оплату за туристов туроператорам? Электронная путевка не позволяет сделать главного–подтвердить туристу, поступила ли оплата в отель. Это технически невозможно. Разве что обязать иностранные отели подключиться к электронной путевке.Полностью бесполезный продукт. Но они требуют передавать среди прочего паспортные данные туриста и стоимость тура. У нас в стране любые засекреченные базы данных регулярно утекают в сеть. А тут привязанные к паспортам суммы трат на отдых.Конечно, мы не будем никуда передавать данные наших клиентов.
- Когда по вашему мнению туристам стоит ожидать открытия Мальдив?
Фото: Турпром.ру