Во вторник 28 июля в Ростуризме прошло совещание, посвященное вопросам организации авиаперевозки туристов.
Помимо руководителя ведомства Олега Сафонова в нем приняли участие представители Минтранса, ассоциации «Турпомощь», а также российских авиакомпаний: «Аэрофлот», «Трансаэро», Utair , «Оренбургские авиалинии», NordStar и др. На встрече обсуждались сложности, которые могут возникать у туроператоров и перевозчиков в связи с выполнением регулярных и чартерных рейсов по туристическим маршрутам, в том числе связанные и с оплатой туроператорами билетов. По словам Олега Сафонова, такие встречи «способствуют своевременному выявлению предбанкротных ситуаций среди туристских компаний».
Напомним, что в прошлом году одной из ключевых причин, приведших к череде крахов туроператоров, стали именно задолженности компаний перед авиаперевозчиками. Однако в этом году ситуация, по словам участников авиаотрасли, иная. Как сообщили корреспонденту TourDom.ru в Ростуризме, на встрече представители перевозчиков заявили, что ни один туроператор, для которого организуются чартерные рейсы, не имеет перед ними задолженностей, так как вся работа ведется по предоплате и на основе депозитов, внесенных заранее.
Наблюдатели, впрочем, заметили, что нередко декларации о полном благополучии в конечном итоге не соответствуют действительности. Однако директор «Турпомощи» Александр Осауленко отметил, что представители авиакомпаний делали свои заявления под протокол и в присутствии начальника отдела нормативно-правового обеспечения и развития деятельности организаций гражданской авиации Минтранса Андрея Иванова, поэтому их слова можно воспринимать со всей серьезностью. «Благодаря постановлению правительства, согласно которому все пассажиры должны быть обеспечены обратными билетами, риск возникновения проблем у туристов с возвращением домой в случае форс-мажора теперь минимален. Но «Турпомощь» продолжит выполнять роль механизма подстраховки. Кроме того, сейчас прорабатывается концепция того, чтобы средства фонда можно было направлять на продление отдыха туристов в случае, если их размещение окажется не оплаченным», — сообщил г-н Осауленко.
Участники туристического рынка соглашаются, что изменившийся подход авиакомпаний к работе с туроператорами действительно значительно снижает риски новых банкротств, так как основная часть стоимости турпакета приходится именно на билеты. «В этом году все крупные компании ведут себя очень осторожно. Все очень взвешенно подошли к формированию летних программ и сейчас не менее аккуратно разрабатывают зимнюю. Никто не раздувает свои объемы и не хочет, да по большему счету, и не может подсаживаться на какие-то кредитные линии», — прокомментировала гендиректор «Пегас Туристик» Анна Подгорная.
Коммерческий директор TEZ TOUR Александр Буртин добавил, что все негативные события прошлого года — как рыночные, так и макроэкономические и политические, были форс-мажором, и к ним никто не был готов. А сложности этого года все прогнозировали заранее и строили свою стратегию исходя из ожидаемого падения рынка вплоть до 50%, максимально оптимизируя свои полетные программы за рубеж. «Однако это, равно как и отсутствие у туроператоров долгов перед авиакомпаниями, не означает, что исключены все вероятности для ухода с рынка кого-то из игроков. Все-таки бизнес остается низкомаржинальным, а само падение все еще не остановилось», — высказался он.