Туроператоры договориться не смогут. Многие зимние направления – под угрозой демпинга.

С наступающим зимним сезоном у туроператоров, как показал опрос RATA-news, связаны и большие надежды, и еще большие опасения. Спрос – по крайней мере, на сегодняшний момент не может не радовать. Хорошо продаются традиционные хиты зимнего сезона – Доминикана, Таиланд, Мальдивы, ОАЭ, Вьетнам, Китай. Не отстают от пляжных направлений горные лыжи и экскурсионные направления, например, Чехия. Очевидно, что россияне настроены на зимний отдых, и в этом году многие из них озаботились бронированием даже раньше, чем в предыдущие годы. Но, как говорят туроператоры, хорошее начало сезона отнюдь не означает такое же его продолжение и, тем более, завершение. Причин для волнений несколько, но две из них – очень серьезные и вполне могут свести на нет сегодняшний оптимизм участников рынка. 

Первая – неопределенная ситуация в стране и мире. По образному выражению одного из наших собеседников, «кризиса вроде бы нет, но не покидает ощущение, что что-то все-таки не в порядке». За последний год кошельки среднего класса заметно похудели – «благодаря» инфляции и умелым действиям российских монополистов. Средний класс сейчас получает меньше и на отдых, как показало подведение итогов летнего сезона, старается сильно не тратиться. Не исключено, что зимой желающих сорить деньгами станет еще меньше.  

Еще одна особенность нынешнего зимнего сезона – политическая нестабильность, в том числе, декабрьские выборы в российский парламент. По мнению некоторых туроператоров, это тоже сильно отвлекает определенную часть клиентуры от отдыха, держит их на месте, то есть, приостанавливает продажи. 

Некоторые наши эксперты видят угрозу сезону в колебании курса рубля. Правда, таких меньшинство – подавляющая часть руководителей компаний не считает скачки валютных курсов большой проблемой и не ждет дальнейшего падения рубля. Более того, если наша валюта дальше падать не будет, то цены окажутся на уровне прошлого года, а с учетом инфляции, которая составила почти 10%, туры будут фактически стоить на 10% дешевле, чем год назад, когда рубль был дорогим. В любом случае, как полагают участники рынка, колебание валют – явно не та проблема, которая может принципиально повлиять на ситуацию. 

По-настоящему системной, реально угрожающей рынку проблемой большинство респондентов RATA-news называет демпинг, который, по их мнению, этой зимой будет не менее беспощадным, чем минувшим летом. Особенно если учесть, что ведущие игроки рынка практически потеряли такое важное направление, как Египет.

 Собственно, мы затевали нынешний опрос туроператоров разного уровня – от нишевых до крупных игроков на массовых направлениях – именно для того, чтобы выяснить их отношение к растущему демпингу на российском рынке и понять, ждут ли они каких-то изменений в наступающем сезоне. Логично предположить, что, понеся финансовые потери «демпинговым летом-2011», туроператоры сделают выводы, сядут за стол переговоров и найдут выход из тупиковой ситуации. Однако результаты опроса говорят об обратном.

 В то время как нишевые операторы, а также отдельные блочники лелеют мечту о возможном консенсусе крупных «массовиков», те бесповоротно категоричны: не ждите, договоренности между нами – утопия. А это значит, что и зимой рынок будут сотрясать конкурентные войны, и особенно сложная ситуация ожидается, естественно, на самых популярных направлениях.

 Вот мнения наших собеседников (в алфавитном порядке по фамилиям).

 Дмитрий Арутюнов, генеральный директор компании «АРТ-тур»: «Демпинг зимой никуда не денется, будут гореть все массовые направления, на которых вообще маржа уже такая маленькая, тонкая, почти невидимая. А там, где тонко, там и рвется. Абсурд ситуации в том, что все всем должны: туроператоры – своим партнерам, те – отелям, отели – владельцам. Этот бесконечный ком проблем может привести к серьезному кризису неплатежеспособности с соответствующими последствиями. И у меня есть сомнения, что туроператоры массовых направлений смогут договориться. Вообще слабо себе представляю, как «массовые операторы» садятся за стол и начинают обсуждать свои проблемы. Они привыкли делать все заочно, игнорируя друг друга. Их не интересует ситуация на рынке, их тактика базируется лишь на постоянном росте, поэтому – какие здесь могут быть договоренности? Они просто тупо ставят чартеры – и горят.

 Александр Буртин, коммерческий директор компании TEZ Tour: «Зимний сезон представляется мне неровным, рваным - на фоне выборов и общей неопределенной ситуации. Нас ждет много непредсказуемого, как минимум, несколько недель нестабильности. Думаю, зимой мы вновь столкнемся с демпингом как следствием избытка перевозки. Особенно острая ситуация по Египту – перевозка сокращена, но ее по-прежнему много. Если удастся решить эту проблему общими усилиями, очень хорошо. Мы, по крайней мере, будем этому способствовать. Можно ожидать демпинга по Таиланду, по Мексике – здесь очень много игроков, по Доминикане, которой просто уже некуда расти, а также по Мальдивам, на которых в конкурентной борьбе схватились два крупных перевозчика. Горнолыжным направлениям, думаю, демпинг не грозит, так как сезон короткий, а чартерные цепочки всегда можно успеть подкорректировать.

Возможно, рынок бы выиграл, если бы туроператоры могли договариваться. Но это – нереалистичный сюжет. У нас сейчас нет ни одного монополиста ни на одном направлении. На всех направлениях очень высокая конкуренция – отсюда работа в убыток, желание выдавить конкурента любой ценой. И это нормально: выживает сильнейший».

Татьяна Ванд, генеральный директор компании «Ванд Интернэшнл тур»: «Каким будет зимний сезон, сказать трудно. С одной стороны, спрос хороший, народ «раскочегарился», особенно в регионах. Мне кажется, благодаря как раз тому, что массовые туроператоры в последние годы активно ставили чартеры из разных городов, это всколыхнуло массы, показало, что путешествие за рубеж – это нетрудно и не очень дорого. Так что здесь демпинг сыграл свою положительную роль.

Нынешняя зима пройдет под знаком такого же мощного демпинга, как и лето. Туроператоры по массовым направлениям никогда не договорятся – они вообще не собираются это делать. У всех свои истории, своя пирамида, но и задача у всех одна – не останавливаться, наращивать обороты. Объемы важнее денег. Какие тут договоренности? Они вообще стараются не замечать ничего вокруг. Поэтому все основные зимние направления будут гореть: прежде всего, ОАЭ, здесь будет особенно жарко, а также Доминикана, Гоа, Таиланд, Хайнань и даже горнолыжная Австрия, где сейчас тоже слишком много игроков. Все будет продаваться с помощью акций – 15% комиссии агентствам, еще $50 скидки».

 Андрей Кузнецов, президент компании «Южный Крест»: «Сейчас есть явный переизбыток перевозки на Мальдивы и Хошимин. В связи с этим наша компания не оперирует в этом году ни там, ни там. В планах был выход в этом году на Мальдивы, но мы отказались в связи с высокой конкуренцией. Избыток перевозки наблюдается и на Гоа. Там мы также сократили свои объемы. По остальным направлениям, где мы работаем – Мексика, Бали, Таиланд, Доминикана, Куба, Китай – все выглядит неплохо.

 А что касается возможных договоренностей, то туроператорам это никогда не удается. В кризис 2008-2009 годов кто-то испугался больше, кто-то меньше, но все подкорректировались – результат был позитивный для всех. Но это не стало следствием каких-либо совместных действий, это произошло стихийно. Договоренности между туроператорами – утопия. Даже когда они о чем-то договариваются, как только «полыхнуло», каждый спасается сам по себе – и все договоренности рушатся».

 Михаил Мусинянц, генеральный директор компании «Эрцог»: «Зимние продажи сейчас идут с небольшим опережением объемов прошлого года. Пока непонятно, как влияет на спрос падение рубля, но, думаю, до выборов 4 декабря ничего критичного не должно произойти. В любом случае, горнолыжная перевозка обычно корректируется довольно легко. Мы начинаем с высокого сезона и большого числа рейсов – на Новый год переизбытка не бывает, а потом лишние рейсы убираются сами собой довольно быстро и безо всяких согласований. К тому же, опытные горнолыжные туроператоры могут договариваться между собой. Разве что в Австрии это сделать сложнее, потому что там есть крупные турецкие компании со своими взглядами на бизнес. Мы в этом году занимаем осторожную позицию и лишней перевозки не берем. По большинству направлений ее легко будет расширить в случае необходимости. Думаю, туроператоры уже многому научились и сейчас ведут себя осторожнее и аккуратнее».

Ирина Петрова, генеральный директор компании «Солвекс-трэвэл»: «Изменить ситуацию с избыточной перевозкой на каком-либо направлении могут только политические или другие чрезвычайные события. Вот возьмите Египет: в стране беспорядки, спрос низкий – и туроператоры на 25-30% сократили зимнюю перевозку. Другой пример – Израиль. Первый за многие годы теракт рядом с Эйлатом в августе этого года притормозил начавший было сезонный спрос. И туроператоры осторожничают – ждут, как повернется дело. Перевозку туда на Новый год расширяют аккуратненько, без фанатизма.

 А так надеяться на то, что демпинга не будет, думаю, не стоит. Те, кто этим увлекается, не могут остановить обороты, и если на каком-то рынке возникают проблемы или некуда расширяться, туроператоры просто переносят свои технологии «переработки туристов» на другие направления. Почему на Кипре все последние годы нет демпинговых войн? Некуда расширяться, поскольку большую часть объемов заполняет британский рынок. Но хоть какая-нибудь щелка возникнет – не сомневайтесь, наш крупняк туда ринется и сломает направление. Так получилось с Грецией, откуда ушел западный рынок и появились места в отелях.

В наступающем зимнем сезоне наиболее опасными с точки зрения избытка перевозки я считаю «дальнобойные» направления. Арифметика: один сгоревший с соответствующими убытками билет, условно, на Мальдивы – это практически 10 мест на Болгарию. А соответственно 10 сгоревших билетов на Мальдивы у одного туроператора – это уже, считайте, неудачный сезон».

 Анна Подгорная, генеральный менеджер компании «Пегас Туристик»: «Пока спрос на зимний отдых нормальный, прогноз – хороший, если не считать Египта. Но ситуация в стране и в мире может измениться, и мы, как «событийно зависимый» бизнес, должны быть к этому готовы. Перевозки на зиму много, но кто решит, чей самолет лишний? Это – нормальная конкурентная борьба, в ней выживает сильнейший. Низкие цены стимулируют спрос, потребителю это выгодно, и то что зимой на многих массовых направлениях опять будут доступные цены, никого не должно пугать. Мы все платим за электроэнергию, бензин и хорошо знаем, к чему приводит отсутствие конкуренции на рынке.

 Договориться? Не очень понимаю, о чем. Поделить рынок? Заработать самим и не дать другим? Это – картельный сговор, а при всех сговорах потребитель проигрывает. Нет смысла себя ограничивать – если туроператор показывает объемы, к нему совсем по-другому относятся зарубежные партнеры, отели, авиакомпании. Отсюда – и другие, те самые низкие цены.

Выход не в том, чтобы договариваться. Все работают по своим моделям, у каждого свои цели, свое видение бизнеса. И я не думаю, что кризис, который мы переживаем, подтолкнет компании друг к другу. Более того, я уверена, что кризис в экономике крупные туроператоры воспринимают уже не как катастрофу, а как очередное изменение условий работы. Большинство из них пережили 1998-й, 2008-й и выработали соответствующую тактику. Выход я вижу не в «договорах», а в создании на базе компании мощной интегрированной структуры со своей розницей, своими отелями, авиакомпанией, собственным банком. Мы это делаем, и рынок, думаю, пойдет по этому пути, чтобы меньше зависеть от внешних колебаний, от политики гостиниц или перевозчиков».

Максим Приставко, заместитель генерального директора компании «Джет Трэвел»: «Демпинг будет, вероятнее всего, в Австрии, куда выходят новые игроки. В Италии демпинг уже традиционен, так как там борются за доли рынка крупные операторы. Во Франции и Швейцарии я демпинга большого не предвижу. Мы запланировали рост объемов в среднем на 15-20%. Естественно, если будет какой-то форс-мажор, перевозку придется оптимизировать. Это всегда предусматривается. Можно уменьшить объемы, договориться с другими туроператорами о совмещении рейсов. «Договороспособность» зависит оттого, насколько «припрет». Если очень плохо, удается договариваться, как это было в 2008-2009 годах. Но в прошлом году, к сожалению, уже не получилось».

 Максим Радионовский, генеральный директор компании «Бриз Лайн»: «У нас в компании зима в значительной степени уже забронирована, глубина продаж достигает шести месяцев. Но что будет дальше, тем более в целом по рынку, сказать трудно. Определенный спад начался уже в августе, и, думаю, он распространится на зиму. Причина – не совсем четкая экономическая и политическая ситуация в стране, все это отвлекает от отдыха. Думаю, что зимой демпинг будет такой же, как и летом, на многих направлениях. Боюсь, связано это с тем, что массовые туроператоры вынуждены наращивать обороты, не думая о доходности: им некуда деваться, ведь если они приостановят операционную деятельность, то попадут в кассовый разрыв. Очевидно, что крупные туроператоры не смогут объединиться. Многие утверждают, что хотят договариваться, но никто этого не делает. Люди ведут себя так, как будто не переживали кризисы 1998, 2008 годов, они ничему не учатся, психологически до сих пор пребывая в 90-х годах. Операторы так и не поняли, что главное в нашей деятельности – не обороты, а надежная работа, отсутствие долгов, рисков и, конечно, прибыль».

 Антон Тарасюк, директор по развитию компании «Интревел-Столешники»: «Осенние продажи идут ровно. Экзотические направления – Мальдивы, Маврикий, Сейшелы, а также Таиланд закрывает по-разному, но слез не льем. Судя по количеству заявленной на зимний сезон перевозки, Эмираты в этом году станут вторым после Таиланда массовым зимним направлением. На рынок выходят новые авиакомпании. При этом «Трансаэро» никогда пустым не летала, и у Emirates, и у Etihad Airways есть своя сложившаяся клиентура. Безусловно, все участники рынка сейчас стали более осторожны, это относится как к самим туроператорам, так и к партнерам, отелям, которые сейчас делают все больший акцент на русском рынке. Все работают на soft-коммитментах с возможностью отказа, и это, конечно, снижает риски.

Ирина Федина, генеральный директор компании «Веди-тур групп»: «Если ничего кардинального не произойдет, мы ожидаем хорошего зимнего сезона. Правда, в это время обычно хорошо продается Эйлат, но сейчас Израиль из-за политических проблем идет очень плохо. Все, кто занимается этим направлением, горят. Боимся избытка перевозки по Чехии – много регулярных рейсов, много чартеров на Брно и Пардубицы, а «чешские» операторы, как обычно, не могут договориться».

 Вероника Филиппова, руководитель отдела продаж компании Coral Travel: «Проблемным направлением остается Египет, есть опасения по поводу переизбытка перевозки во Вьетнам, из некоторых городов России – в Таиланд. Есть общее увеличение объемов перевозки по ОАЭ, и пока неясно, как пойдут продажи по этому направлению. Из Москвы очень хорошо идет Доминикана, неплохо продаются Мальдивы, Таиланд и ряд других направлений, хороший спрос на горнолыжные туры в Андорру и Австрию. В регионах главный вопрос – тот же Египет, остальные направления продаются хорошо. Вряд ли туроператорам, работающим на всех этих массовых направлениях, удастся договориться и выработать некую общую стратегию. Договориться не удавалось никогда и, полагаем, не удастся, особенно с теми, кто «специализируется» на демпинге».

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Бизнес»

Ноябрь 5, 2024 - 17:22

Федеральная сеть DDX Fitness заключила соглашение с управляющей компанией Becar FM на обслуживание инженерных систем своего флагманского фитнес-клуба в Санкт-Петербурге.

 

Октябрь 15, 2024 - 12:40

На II Международном конгрессе туроператоров, который проходил в Минске, заявили, что в России растет черный рынок туроператоров: как стало известно корреспонденту «Известий», он превышает официальный приблизительно в три раза.

 

Сентябрь 24, 2024 - 04:09

Цифровая экосистема МТС и  МТС Travel, проанализировали летние бронирования туристического жилья для командировок в Петербурге.

 

Июль 11, 2024 - 15:06

Эксперты компании лидера рынка делового туризма и ведущего поставщика IT-решений для индустрии, проанализировали спрос на отели за рубежом среди бизнес-туристов в первой половине 2024 года и выяснили, как изменилась география зарубежных командировок, какие индустрии путешествовали больше других, какие отели были популярны.