Туроператоры готовы покинуть рынок организованных детских туров

Региональные туроператоры, занимающиеся детским отдыхом, готовы уйти из этого сегмента, поскольку не в силах справиться с нарастающей лавиной проблем вокруг организации выездов детских групп. Вступление в силу с завтрашнего дня запрета на использование автобусов старше 10 лет может их просто добить. Уже сейчас многие компании разорены или находятся на грани закрытия.

Вчера ГИБДД уже не принимала уведомления о групповых перевозках детей на 1 июля, так как подавать его требуется за два дня до предполагаемого выезда. Отказ мотивировали тем, что с 1 июля возрастное ограничение «уже совершенно точно вступает в силу». Уверенность вполне обоснованна. Все последние дни турбизнес живет в ожидании серьезных последствий для всего туристического рынка. Повторяется ситуация конца прошлого года. Напомним, постановление правительства РФ о переносе запрета на июль 2107 года было подписано Дмитрием Медведевым только 31 декабря, и у туроператоров до последнего не было уверенности, что зимние каникулы не будут сорваны.

Но некоторые поездки все же тогда не состоялись: сотрудники ГИБДД сделали вид, а может быть действительно были не в курсе изменений. Первоклашки одной из школ в городе Великие Луки победили в конкурсе на звание лучшего первого класса, за них проголосовала вся область. Детей наградили поездкой на губернаторскую елку в Псков. Однако 1 января инициативный сотрудник местной Госавтоинспекции запретил выезд, сославшись на то, что «никаких иных указаний на этот счет от начальства не поступало». Пострадали и несколько областных транспортных компаний, оштрафованных за «незаконную» перевозку детей. Подобные случаи окончательно убедили подрядчиков не связываться с детскими группами. По словам операторов, «они откровенно боятся, и их можно понять».

Турфирмы неоднократно обращали внимание на необоснованность «возрастного ценза»: автобусы встречаются абсолютно «убитые» новые и в отличном состоянии «старые». Они резонно опасаются, что из-за подобных ограничений развитие организованного детского туризма остановится – школьники практически перестанут путешествовать, так как автобусов моложе 10 лет, в первую очередь, в регионах, крайне недостаточно, а то и вовсе нет. Операторы ожидают значительного удорожания перевозки, что сделает школьные туры недоступными для родительского кошелька.

Немало проблем создают и абсурдные правила оформления групповой перевозки детей. Из-за этого законопослушность некоторых операторов порой доходит до абсурда. Желая перестраховаться, они согласовывают с ГИБДД даже перевозку сборных экскурсионных групп, в которых суммарно набирается восемь и более детей с родителями. А многие, чтобы избежать согласований и придирок со стороны сотрудников ГИБДД, стараются так формировать группы, чтобы в одном автобусе собралось не более семерых детей.

Операторы сетуют, что, даже если все документы подписаны, нет уверенности в том, что поездка состоится. Один из опрошенных экспертов рассказал такой случай. За день до выезда детской группы скончался водитель. Тур отменили: вписать в согласованные документы фамилию другого водителя оказалось невозможно.

Спад в детском туризме также обусловлен позицией органов исполнительной власти в сфере образования, которые выдают директорам школ негласные рекомендации не вывозить учащихся в экскурсионные туры. Школы, разумеется, воспринимают это как приказ.

В итоге: вступление в силу возрастного ограничения для туристических автобусов может стать «последней каплей» для многих региональных туроператоров. Скорее всего, нововведения они не переживут. Следом за ними в Лету канет и детский культурно-познавательный туризм.

Приводим мнения туроператоров (по фамилиям в алфавитном порядке).

Ксения Банщикова, компания «Вершины», Челябинск: «Мы перевозим только группы до восьми ребят или детей с родителями. У нас в городе Сатка на 50 тыс. жителей одно транспортное предприятие, автобусы у них новые. Но подписать документы в ГИБДД – нереально. Они под любым предлогом не выпускают детские группы, просто для собственного спокойствия – не хотят брать на себя ответственность. Чтобы не связываться с оформлением бумаг, у нас даже в загородные лагеря перестали возить детей на автобусах. Родители теперь сами отвозят на машинах».

Светлана Баранова, «Континент-тур», Псков: «Обычно в каникулы дни из Москвы в область приезжает до десятка школьных групп. Если «возрастной ценз» введут – останемся без работы, по области найдется всего шесть автобусов моложе 10 лет. Коллеги говорят, что детских групп в этом году стало гораздо меньше. По своей компании видим снижение минимум в два раза. И учителя не хотят связываться с огромным пакетом документов, которые они обязаны оформить для групповой поездки».

Наталья Белоусова, «Охота», Барнаул: «Несмотря на все сложности работы с детскими группами, весной такие туры у нас довольно активно продавались. Лидировали экскурсии по Барнаулу и однодневные выезды в Новосибирск, Сростки, Белокуриху. Если постановление все же утвердят, даже не знаю, что сможем предложить в качестве альтернативы. Мы активно развиваем и железнодорожные туры, но не все наши направления укладываются в существующую транспортную схему».

Татьяна Гусева, «Акварели», Череповец: «В летние лагеря мы обычно отправляли за раз 15-16 автобусов, почти все старше 10 лет. А других машин нет. В этом году организаторы детских путешествий и отдыха свои проекты сворачивают, это просто катастрофа! Ужесточение правил детской перевозки привело к тому, что в городе практически перестали собирать детские группы – директора не берут на себя ответственность. По сравнению с прошлым годом продажи детских экскурсионных поездок по Вологодской области сократились в среднем на 80%. Причины две – снижение покупательной способности населения области и нежелание связываться с детской перевозкой. Все это приводит к тому, что многие компании, занимающиеся детским туризмом, просто разоряются».

Любовь Ильина, «Рейтинг», Тула: «С сентября прошлого года количество организованных школьных групп в области сократилось на 50%. Наши музеи просто плачут, в убытке филармония и театры, и всё из-за явного сокращения детского турпотока. А ведь у них была налажена целая система работы с учащимися, согласованы планы со школами, подготовлены абонементы.

Наша компания владеет одним туристическим автобусом, качественный «голландец», но в этом году ему как раз исполнилось десять лет. Хорошо, что сейчас дети отдыхают в лагерях, но с осени могут начаться реальные проблемы».

Елена Куличева, «Бриз», Волгоград: «В нашей области автобусов нужного возраста – не более десятка. Многие турфирмы опасаются планировать вывоз детей в летние лагеря. Подрядчики уточняют, для кого автобус, и сразу же отказываются. Коллеги из других городов рассказывали, что теперь отправляют школьные группы только на поездах и самолетах. Если такая схема невозможна – отказываются от путешествия. До того дошло, что планируют по городу только пешие экскурсии, чтобы не использовать автобусы.

Волгоград – город патриотической тематики, поэтому в мае школьных групп приехало много, а в июне большинство детей разъехались на каникулы. Но ситуация напряженная: если запрет не отменят, заменить старые автобусы нечем, случится коллапс».

Наталья Ларионова, «Детское бюро путешествий», Екатеринбург: «Пересадить группы детей на «молодые» автобусы в полном объеме будет затруднительно, просто не найдем нужного количества машин. Значит, пойдет срыв и заездов в лагеря, и по экскурсионным программам. Думаю, порядка 30% групп из-за этого потеряем, остальные будут доставляться в авральном режиме, то есть с нарушением качества и безопасности перевозки».

Александра Логинова, «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий», Ярославль: «Ситуация патовая – на сегодняшний день в области порядка 10-11 автобусов моложе 10 лет. Местные операторы, занимающиеся организацией детских поездок, на июль-август уже приняли заказы, некоторые туры оплачены. Настроение тревожное, даже паническое. А ведь в Ярославской области детский туризм считается одним из приоритетных направлений.

Наш центр владеет двумя автобусами, возраст 12 и 10 лет, то есть оба с июля могут выбыть из эксплуатации. Дополнительных средств, чтобы заказывать транспорт, у нас нет, следовательно, не сможем довезти детей до мест проведения соревнований, фестивалей и т.д.»

Наталья Панферова, RATA-news

Фото: tattelecom.ru

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Туры»

Март 26, 2024 - 05:19

На официальном городском туристском портале Visit-Petersburg.ru создан тематический раздел «Детский туризм в Санкт‑Петербурге».

 

Март 25, 2024 - 17:13

Турфирма "Простор" длительное время занимается рыболовными турами. У нас стабильные связи с нашими партнерами за границей, особенно в Норвегии. В сегодняшних не простых условиях наша компания договорилась с давними и проверенными норвежскими партнерами о приеме туристов - любителей рыбалки в этой стране.

 

Март 18, 2024 - 11:07

Одним из ключевых мероприятий деловой программы первого дня работы выставки «Интурмаркет 2024» стала панельная дискуссия «Национальные туристские маршруты.

 

Февраль 6, 2024 - 12:22

На стенде Северной столицы на Международной выставке-форуме «Россия» завершилась тематическая неделя «Здоровый Петербург».