2 февраля руководители туроператорских компаний, входящих в Сеть «ТБГ. Туристические бренды», провели пресс-конференцию на тему «Как спасти российский туризм», на которой сформулировали конкретные предложения по оздоровлению туротрасли и защите прав туристов. Поводом стали события вокруг «Ланта-тур вояж».Пресс-конференция длилась около полутора часов, ее вела Татьяна Дмитрова (Сеть ТБГ); участвовали Андрей Кузнецов («Южный Крест»), Дмитрий Арутюнов («Арт-Тур»), Александр Корбарум («ИнтАэр»), Карен Гончаров (ДСБВ), Илья Иткин (PAC Group), Игорь Козлов («Асент Трэвел»), а также Александр Иванов (ТБГ), независимый эксперт Эдуард Кузнецов, юрист Александр Картошкин («Атомик Аудит») и страховщик Наталья Кучерова (СГ МСК).
Пресс-конференция длилась около полутора часов, ее вела Татьяна Дмитрова (Сеть ТБГ); участвовали Андрей Кузнецов («Южный Крест»), Дмитрий Арутюнов («Арт-Тур»), Александр Корбарум («ИнтАэр»), Карен Гончаров (ДСБВ), Илья Иткин (PAC Group), Игорь Козлов («Асент Трэвел»), а также Александр Иванов (ТБГ), независимый эксперт Эдуард Кузнецов, юрист Александр Картошкин («Атомик Аудит») и страховщик Наталья Кучерова (СГ МСК). Первая часть разговора касалась оценки причин неплатежеспособности крупного туроператора с 20-летней историей. Никто из экспертов-туроператоров не рискнул поднимать темы возможного давления со стороны авиакомпаний, взаимоотношений с банками и т. д. Руководителей можно понять, ведь от излишней откровенности рискует пострадать их бизнес. И все же общую картину нарисовали – из-за жесткой конкуренции и демпинга туроператор включился в наращивание текущих объемов для финансирования будущих сезонов, сформировав слишком высокую кредитную нагрузку. Понятно, что от этих экономических неурядиц ни в коем случае не должны страдать туристы. Как защитить их интересы? Ответу на этот вопрос была посвящена самая динамичная часть пресс-конференции. Собравшиеся сформулировали и обосновали ряд мер, которые в совокупности должны иметь эффект. Первое предложение касается страхования каждого тура. Эта норма привлекает своим очевидным преимуществом: туристы будут уверены, что в случае неисполнения обязательств перед ними они точно получат возмещение в страховой компании, причем не станут зависеть от излишней бюрократической волокиты. Кроме того, эта мера приведет к обелению отрасли. Туристам будет выгодно по всем правилам оформлять свои поездки. Реализация этой идеи, по мнению Натальи Кучеровой, возможна, подробности редакция планирует опубликовать в интервью. При этом эксперты сошлись во мнении, что существующую схему фингарантий можно сохранить. Однако было высказано мнение – для наиболее крупных игроков необходимо ввести особые требования, чтобы размер ответственности соответствовал объемам. Один из вариантов страхования может помочь решить проблему экстренной помощи клиентам неплатежеспособных компаний, которые в момент краха находятся за рубежом. Оплатить их проживание в отелях или срочный вывоз на родину можно, используя средства из специального экстренного фонда. А сформировать его – из части тех отчислений, которые туроператоры направляют страховщикам. И снова Наталья Кучерова подтвердила, что это возможно. Пример – схема медицинского ассистанса за рубежом.Следующим пунктом в программе действий туроператоры назвали необходимость действенного регулирования отрасли. В этом контексте упомянули СРО, но саморегулирование тоже стало объектом дискуссии, так как неясно, как обеспечить эффективность работы этих организаций. На этот счет редакция планирует получить разъяснения у одного из участников АТОР, который уверен в действенности СРО как инструмента регулирования.