Эксперты комментируют желание ведущих туроператоров больше не зависеть от нестабильного отечественного авиарынка.
История с «ВИМ-Авиа», провозные емкости которой широко использовали многие крупные операторские компании России, стали катализатором их желания обзавестись собственными авиакомпаниями. В частности, НТК «Интурист» и «TUI Россия», понесшие из-за проблем с «ВИМ-Авиа» существенные финансовые потери, уже заявили о намерении принять такое решение, - сообщает наш корреспондент.
Так, генеральный директор НТК «Интурист» Виктор Тополкараев вчера заявил о том, что «крупный туроператор должен иметь собственную авиаперевозку». «В следующий летний сезон планируем войти уже со своим контролируемым авиапарком», - сказал он, не забыв упомянуть, что решение о возможности появления у компании собственных «крыльев» назревало давно, а крах «ВИМ-Авиа» стимулировал процесс его принятия.
При этом, по его оценке, собственные борта станут обслуживать до 40% имеющегося у оператора турпотока – остальных туристов, как и раньше, компания обслужит с использованием сторонних перевозчиков.
Об аналогичном шаге незадолго до этого заявил и директор «TUI Россия» Тарас Демура. По его словам, оператор также намерен обзавестись собственной перевозкой. Однако в его случае это будет выглядеть несколько иначе. «Собственная авиаперевозка у нас будет, но пока неизвестно, под каким флагом, – заявил он. - Она будет осуществляться на базе существующих авиакомпаний, но на наших самолетах». По его оценке, речь идет о годовых объемах перевозки около 800 тыс. человек.
Желание обрести «крылья» понятно. «Любой туроператор мечтает о своем парке воздушных судов: это позволяет ему ни от кого не зависеть, - уверена руководитель пресс-службы РСТ Ирина Тюрина. - В этом случае он переходит в разряд поставщика услуг, предоставляющего не только бронирование в отелях, но и сервис по перевозке пассажиров».
Вместе с тем эксперты говорят о том, что наличие своих «крыльев» - не панацея от всех бед. «Наличие собственной авиакомпании коммерчески оправдано только в том случае, если оператор имеет большую потребность в перевозке, способен выполнять круглогодичные программы или равномерно сочетать летние и зимние, - считает коммерческий директор ICS Travel Group Дмитрий Филатовский. – К тому же это не избавляет оператора от необходимости взаимодействия с другими перевозчиками на немассовых направлениях или на тех, куда летают только регулярные рейсы».
И хотя генеральный директор компании «ВИП Сервис» Дмитрий Горин полагает, что «управление собственной авиакомпанией дает оператору гарантии надежности и пунктуальности выполнения рейсов», многое зависит от количества имеющихся у перевозчика воздушных судов и их технического состояния.
К сожалению, именно чартерные авиакомпании, имеющие ограниченный парк активно используемых лайнеров и неспособные быстро заменить вышедший из строя, фигурируют в качестве самых непунктуальных перевозчиков. По данным Росавиации, если за период с 1 по 31 августа 2017-го «Аэрофлот», выполнив почти 22 тыс. рейсов, задержал только 1,36% из них, то «Икар» - 11,69%, «Ред вингс» - 10,58%, а «Роял флайт» - 8,33%.
Во многом это объясняется не только количеством, но и качеством лайнеров: если у «Аэрофлота» средний возраст самолетов едва превышает 4 года, у большинства чартерных перевозчиков он составляет от 17 до 20 лет. «А содержать возрастные лайнеры всегда затратнее, чем новые», - отмечает исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
Фото: Haz.de