Летом 2012 года туроператоры намерены заработать на Италии. Они оценивают заявленную перевозку как сбалансированную и заявляют, что готовы занять взвешенную позицию и не допустить повторения прошлогодней ситуации, когда из-за лишнего «воздуха» горели и «сливались» пакеты с вылетами на Римини, Неаполь, Геную, Тревизо. По оценке руководителя итальянского департамента компании «Асент Трэвел» Екатерины Суворовой, прошлым летом переизбыток перевозки составил около 30% кресел: «Думаю, по одному лишнему рейсу в неделю было в Неаполь, Геную, Тревизо».
На самом популярном у россиян Адриатическом побережье (через аэропорт Римини проходят и все основные экскурсионные маршруты по стране), как говорят игроки рынка, «драка идет всегда». Не станет исключением и нынешнее лето. Но на других итальянских направлениях туроператоры надеются на лучшее и отмечают, что сезон начался неплохо. «Есть вероятность, что все смогут без демпинга взять свои объемы», – отметила руководитель департамента «Карлсон Туризм» Нани Басиладзе. Согласен с ней и руководитель отдела маркетинга «Натали турс» Максим Брусницын: «Думаю, склок не предвидится. Переизбытка перевозки не будет, предложение и спрос сбалансированы».
Впрочем, сезон покажет. В апреле 2011 Италия тоже не обещала особых сюрпризов, проблемы начались уже на пике сезона. Хотя надежду вселяет то, что зима 2012 года показала неплохой рост рынка и увеличение интереса россиян к экскурсионным программам по Италии. «Наблюдаем активизацию спроса на экскурсионные туры по Италии и в зимний, и в летний период», – отметила руководитель итальянского департамента компании Pac Group Юлия Бердникова.
Ожидаемый рост «летнего» рынка туроператоры оценивают по-разному – от 10% до 40%. Наиболее оптимистичны компании «Натали турс» и Pac Group. Екатерина Суворова из «Асента» опасается искусственного роста: «30-процентное увеличение числа россиян в Италии в прошлом году во многом стало результатом демпинга. Такой рост не приносит ничего хорошего. Туроператоры теряют прибыль, недовольны и туристы. Ведь, покупая дешевый тур, они не получат в Италии тот all inclusive, к которому привыкли в Турции и Египте».
По мнению многих экспертов, на туристическом рынке происходит скорее перераспределение спроса, чем реальный рост. Путешествуют одни и те же люди, просто меняют места отдыха или начинают ездить чаще. Поэтому ситуация на итальянском направлении во многом будет зависеть от обстановки на других. «Мы ощущаем конкуренцию не столько внутри направления, сколько со стороны других рынков. Пока непонятно, как поведут себя туроператоры по Испании, Греции. Если там будет демпинг, пострадает и Италия», – говорит заместитель генерального директора компании «Джет тревел» Максим Приставко.
Основные особенности нового сезона – смена состава игроков и сокращение полетных программ из регионов. «Освободившееся» объемы «Ланты-тур» туроператоры оценивают как значимые только по Римини, но и там они были несопоставимы с объемами основных «массовиков» – «Натали», Pac Group и «Данко». Неплохие позиции компания имела в Неаполе и на Сицилии. «Думаю, объемы «Ланты» равномерно распределятся между ведущими операторами направления», – считает г-жа Суворова.
Новый игрок по Италии – TEZ Тour. Выход крупного туроператора с развитой агентской сетью на популярное круглогодичное направление PR-директор компании Марина Макаркова считает вполне логичным. При этом политика в Италии, по словам г-жи Макарковой будет серьезно отличаться от «египетской»: туроператор ставит на широкий ассортимент предложений, а не на большие объемы. «TEZ Tour обычно не делает необдуманных шагов и выходит на новые рынки аккуратно», – комментируют конкуренты
TEZ планирует туры на популярные курорты на базе полетных программ в Римини, Тревизо, Геную, Неаполь, Палермо и Катанью. Летать в Италию компания собирается из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону и Краснодара.
Pac Group в этом сезоне продолжает летать в Римини из восьми российских городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Краснодара, Екатеринбурга, Казани, Новосибирска, Самары. На рейсах из Петербурга туроператор имеет блоки мест на Сицилию (Катанья) и в Бергамо. У «Натали» запланированы программы из Москвы, Санкт Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и Самары.
Но практически все итальянские игроки в той или иной степени сократили количество региональных чартеров даже в Римини. По словам Юлии Бердниковой, Pac Group отказался от рейсов в Римини из Челябинска и Нижнего Новгорода. Сократили региональные программы «Асент Трэвел» и «Джет-трэвел». «Италия – специфический и не самый дешевый продукт. Путешественники, которые эту страну предпочитают всем остальным, как правило, сконцентрированы в Москве. В регионах при выборе направления сначала смотрят на цену», – поясняет Екатерина Суворова. По мнению Максима Брусницына, избыток перевозки можно ожидать только в Самаре.
Лидером регионального спроса остается Римини, делят этот рынок между собой «Натали», Pac Group и «Данко». Их совокупный объем, по оценкам экспертов, достигает 75% направления. Немногочисленным региональным клиентам, которым интересна «другая» Италия, туроператоры предлагают лететь через Москву. Например, для казанских путешественников «Асент Трэвел», отказавшийся от прямых рейсов в Италию из столицы Татарстана, а также из Нижнего Новгорода, организует стыковочные рейсы в Геную и Тревизо на «Сибири» через Москву. Как говорят Нани Басиладзе и Максим Приставко, региональные клиенты их компаний, выбирающие отдых на Сардинии и в Тоскане, привыкли летать через столицу.
В то же время, по мнению г-жи Басиладзе, «Москва уже наелась Римини». В столице туроператоры расширяют ассортимент полетных программ. «Мы летаем из Москвы в Пизу, Кальяри, Катанию, Геную, Триест, Римини, Бергамо, Рим, и Неаполь», – сообщает Юлия Бердникова. Перелеты в Геную, Тревизо, Неаполь, Пизу, Рим и на Сицилию предлагает «Асент Трэвел». Чартерные программы в Гроссето, Геную и Неаполь ставит «Джет-трэвел». Туроператор также имеет блоки мест на рейсах в Рим, Милан, Венецию, Верону, Бергамо, Катанью и Палермо, и на Сардинию. По словам, г-на Брусницына, «Натали турс» в этом году в разы увеличила продуктовую линейку: «Помимо Римини, Сицилии и в других городов, у нас появились программы в Рим, Милан и Венецию».
Большинство игроков взяли больше кресел на Сицилию. В прошлом году многие отменили свои программы на остров из-за опасений, связанных с притоком беженцев, и этим летом ожидают реализации отложенного спроса. На Сардинии общее количество воздуха, которое делят между собой Pac Group «Джет-трэвел», «Карлсон Туризм» и «Турпарад», осталось без изменений. «Аудитория Сардинии стабильна, попытки зайти на остров и раскрутить направление как «недорогое», успехом не увенчались», – заметила генеральный директор «Турпарада» Екатерина Федорова. В прошлом году такую попытку предпринял «Пегас Туристик», в этом повторить ее, возможно, попробует «Данко». Но, например, «Асент Трэвел» в сезоне 2012 году не стал брать блоки на остров, оставив его как индивидуальное направление, и сосредоточил усилия на других регионах Италии.
«Мы уменьшили объемы прошлого года по основным материковым направлениям, сократили региональные программы, но поставили больше рейсов на Сицилию», – сказала Екатерина Суворова, которая в целом характеризуем увеличение перевозки «Асент Трэвел», как незначительное. Увеличение количества кресел Pac Group по сравнению с предыдущим годом Юлия Бердникова оценивает в 25-30%. «Наша полетная программа на Италию выросла более чем на 37% по сравнению с 2011 годом. Основное расширение коснулось Москвы», – сообщил Максим Брусницын.