По данным национального агентства по статистике Monstat, за первое полугодие текущего года Черногория приняла 51,5 тысяч туристов из России (+18,5% по сравнению с 2011 годом). Более того, только в июне впервые наших сограждан въехало в страну больше, чем традиционных туристов из соседней Сербии, что составило 34,5 тыс. россиян против 31 тыс. сербов. В беседе с корреспондентом RATA-news, генеральный директор компании «Асент Трэвел» Евгений Судьбин обратил внимание, что статистика зарубежных стран может заметно отличаться от данных Росстата, так как зачастую суммируются данные по всем прилетевшим из России. Однако многие наши сограждане имеют в Черногории недвижимость, немало туристов приезжает «дикарем» – достаточно купить билет и уже на месте разбираться с размещением. В стране развит частный сектор, и такие клиенты, по словам г-на Судьбина, редко подлежат статучету. «По ощущениям, и у нас, и по рынку, рост действительно составил 20% в сравнении с минувшим годом.
Этот год радует и глубиной продаж, до 50% каждого дневного бронирования уходит в глубину более чем на две недели. Это очень здоровый рыночный показатель, по которому сезон уже может считаться неплохим», – отметил г-н Судьбин. Он напомнил, что прошлогодние июнь-июль были провальными, объем бронирований на ближайшие даты в ожидании спецпредложений доходил до 80%. «К счастью, в этом сезоне таких тенденций не видно», – сказал Евгений Судьбин. Он говорил о сбалансированном объеме перевозки и подъеме цен на наземное обслуживание в пределах естественного инфляционного прироста – 3-5%. В компании «Ванд Интернэшнл Тур» не отмечают заметного роста турпотока в Черногорию. Заместитель директора по туризму Евгения Хохлова предположила, что число туристов, скорее всего, выросло за счет самостоятельных путешественников. По ее подсчетам, спрос по компании даже упал процентов на 10%. «В том году июньские продажи шли гораздо активнее и, насколько я знаю, не только у нас», – вспомнила г-жа Хохлова. Черногорские гостиницы, по сравнению с аналогичными отелями, например, Испании, дороже, а сервис, по-прежнему, не дотягивает до западноевропейского. Поэтому около половины российских туристов предпочитают останавливаться в частном секторе. Впрочем, цены остаются на уровне прошлого года, перевозка также обходится без серьезных «подгораний». По Черногории, продолжила наша собеседница, сильного демпинга никогда не было, хотя туда и летает достаточно перевозчиков: «Аэрофлот», Montenegro Airlines, «Уральские авиалинии», «Трансаэро», «Сибирь», NordStar, «Ямальские авиалинии» и другие. «Сейчас затишье, в этом году народ осторожничает, возможно, из-за колебаний курса евро, глубина продаж доходит до сентября», – уточнила г-жа Хохлова.
По оценкам старшего менеджера отдела Черногория и Хорватия компании «Джаз тур» Людмилы Дьяченко, продажи в страну только за июль выросли на 50% по отношению к тому же месяцу 2011 года, и это при тех же объемах. «Скорее всего, можно говорить о перераспределении спроса по месяцам, в июне, например, мы по Черногории буквально сидели без дела», – предположила она. После июльского всплеска Людмила Дьяченко вновь наблюдает спад интереса к стране, а ближайший месяц покажет, будет ли он временным или сезон так и не выйдет за пределы прошлогодних показателей. Несмотря на прежнюю стоимость туров, клиентам уже не первый год приходится мириться с высокими ценами в стране. «Но в этом году хотя бы порадовала перевозка, операторы работают без понижения, видимо, рынок как-то «устаканился». А годом ранее многие авиакомпании демпинговали, работать было очень тяжело. Пока же мы видим мало горящих туров Черногорию, в отличие от той же Хорватии», – пояснила г-жа Дьяченко. Изменения ценовой политики авиакомпаний имели и негативные последствия для некоторых игроков. Например, в компании «Астравел», из-за резкого повышения стоимости блочных тарифов, были вынуждены отказаться от прошлогодней квоты мест. Как рассказала менеджер отдела Черногории компании «Астравел» Анастасия Зубкова, в этом сезоне они предлагают только наземное обслуживание и отдельно авиабилеты на рейсы авиакомпаний Montenegro Airlines, «Аэрофлот», «Сибирь». «Цены на регулярные перелеты выросли процентов на 50, соответственно, и продажи сократились раза в два. Ведь туристам, как правило, удобнее брать пакеты», – констатировала г-жа Зубкова. К 2013 году операторы, как предположил Евгений Судьбин, скорее всего, существенно увеличат свои объемы по Черногории. Эксперт связывает это с тем, что в соседней Хорватии на следующий год вводят визовый въезд. «Если хорваты не справятся с нововведением, а их консульский отдел уже с трудом обслуживает существующие объемы, то вполне вероятно это спровоцирует подъем продаж в Черногорию минимум на 40%», – сказал он.