Если бы снижение агентской комиссии и промо-тарифы еще в самом начале не нашли бы поддержку со стороны ряда турагентств, сложившейся ситуации можно было бы избежать. Такую позицию озвучили туроператоры, опрошенные корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ», комментируя открытое письмо АТА, опубликованное в начале этой недели. При этом представители туроператорского сообщества особо подчеркнули, что агентства были и остаются основным и самым прибыльным инструментом реализации турпродукта. Именно поэтому большинство крупнейших туроператоров не планирует отказываться от лояльной политики по отношению к представителям розницы.
Напомним, в понедельник, 13 ноября, Альянс туристических агентств, опубликовал на портале «ТУРПРОМ» открытое письмо, направленное в адрес участников 2-го Всероссийского конгресса туроператоров, который пройдет в Сочи с 21 по 24 ноября. Как тогда подчеркнули в АТА, массовое снижение агентской комиссии, а также засилье промо-тарифов в продуктовой линейке многих туроператоров может привести к банкротству множества игроков и коллапсу всей отрасли. Спустя сутки на портале «Онлайн Петиция.Ру» была размещена петиция с требованием установить минимальный размер комиссии в 10%. На момент публикации статьи ее уже подписало более 1.5 тыс. человек.
По словам президента «Натали Турс» Владимира Воробьева, на данный момент в России насчитывается около 500 туроператоров, занимающихся выездными направлениями, однако многие из них ни к снижению комиссии, ни к промо-тарифам не прибегают. «Например, компания «Натали Турс» эти инструменты не использует. На мой взгляд, тут речь идет о 4-5 туроператорах, активные действия которых привели к тому, что средняя комиссия по рынку в этом году снизилась», - отметил эксперт.
Как пояснил г-н Воробьев, изначально он придерживался мнения, что акции по снижению комиссии со стороны туроператоров будут носить временный характер, поскольку агентства в своей массе её не поддержат и не будут работать с такими операторами. «Но сейчас я с удивлением обнаруживаю, что промо-тарифы нашли достаточно хороший отклик в агентской среде, и многие с этими тарифами работают. Поэтому говорить о том, плохо это или хорошо, сейчас сложно – и те, и другие участники этим пользуются», - пояснил президент «Натали Турс». «Наверное, для каких-то агентств это неприемлемо. Но опять же у них есть выбор. Агентства могут не принимать работу по тем тарифам, которые их не устраивают и сотрудничать с туроператорами, которые предлагают другие условия. Каждый в праве делать то, что считает целесообразным», - добавил собеседник.
В итоге, по мнению Владимира Воробьева, можно говорить о том, что турагентства фактически сами довели себя до такой ситуации. «Тем не менее, несмотря на сложившуюся ситуацию, туроператор «Натали Турс» свою политику по отношению к турагентствам менять не собирается. Мы считаем, что агентский бизнес - это очень тяжелая и сложная работа. Мы хотим, чтобы с нами работали высокопрофессиональные сотрудники, мы хотим иметь финансово устойчивую розницу. Однако для ряда туроператоров сейчас интереснее нарастить объемы, и они это делают теми методами, которые находят отклик на рынке», - заключил он.
В свою очередь директор по продажам туроператора «НТК Интурист» Сергей Толчин уверен, что на данный момент сама конкурентная среда рыночной экономики стремится к тому, чтобы себестоимость турпродукта снижалась. «То есть снижение средней комиссии вызвано не желанием туроператоров заработать больше, а запросом потребителей на снижение цены при сохранении качества на фоне снижения реальных доходов населения. Туроператоры всего лишь подстраиваются под рынок. Соответственно, если это не сговор, а общая рыночная ситуация, то и туроператоры, и турагентства должны адаптироваться и работать в этих условиях, поскольку туроператоры не могут просто так поднять цены и заставить туристов покупать более дорогой турпродукт – спрос порождает предложение», - пояснил эксперт.
При этом г-н Толчин подчеркнул, что туроператор «НТК Интурист» активно развивает бонусные программы для своих лояльных партнеров. «Когда агенты продают то, что нужно конкретно нам, например, определенные даты, они хорошо зарабатывают дополнительно и тем самым компенсируют себе снижение средней рыночной комиссии. Такие сконцентрированные продажи помогают турагенту не потерять доходы. Это хорошо и для нас, и для них», - сказал он, добавив, что в целом рыночную тенденцию переломить довольно сложно, и рассчитывать на то, что комиссия вернется к уровню 2010 года, когда она у отдельных туроператоров достигала 15% и более, точно не стоит. Поэтому так или иначе всем участникам туристического рынка нужно адаптироваться к текущей рыночной ситуации и поддерживать друг друга.
При этом эксперт уверен, что туроператоры в обозримом будущем от услуг турагентств отказаться не смогут, а значит всем им надо находить взаимовыгодные формы сотрудничества. «Во-первых, сам туристический продукт более сложный, чем, например, просто авиабилет. Всё равно туристу была и будет нужна поддержка при выборе продукта, во время совершения путешествия, а также в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Агент – это та самая сторона, которая в первую очередь вступает во взаимодействие с туристом и решает любые возникающие вопросы. У нас более 90% туров реализуется через турагентства. И я еще раз подчеркну, что для нас независимые средние, небольшие и маленькие агентства – это самый доходный канал продаж. Поэтому у нас комиссия для маленького агентства может быть такой же или даже больше чем для крупного центра бронирования», - резюмировал Сергей Толчин.
С тем, что турагентства являются ключевым звеном туристического бизнеса России, согласен и директор по развитию туроператора «Жемчужная река» Александр Юров. «Мы полностью разделяем и поддерживаем позицию участников АТА. Только в тесном сотрудничестве с агентами туроператор может создать продукт, полностью отвечающий запросам туристов. Именно поэтому мы предлагаем нашим партнёрам комфортные для них условия, надеясь на долгосрочное сотрудничество», - отметил он. Так, по словам г-на Юрова, его компания даёт комиссионное вознаграждение в начале сотрудничества в 8%, а далее, с ростом продаж, для большинства агентств комиссия может достигать 12%. «Мы не работаем и не будем работать с туристами напрямую, для этого мы делаем сеть уполномоченных офисов, свободных турагентов. Мы призываем всех участников туроператорского сообщества остановить ценовые войны и вернуть понятные для всех участников рынка правила игры», - подчеркнул Александр Юров.
В свою очередь в пресс-службе «TUI Россия» отметили, что деятельность любого туроператора зависит от лояльности к нему туристических агентств. При этом существуют разные оценки доли онлайн продаж, но все они незначительны по сравнению с объемами, приходящимися на долю агентств. «Туристические агентства – полноправные участники рыка и очень важно установить между туроператорами и розницей конструктивный диалог. В свою очередь в нашей компании у агентств есть возможность получать повышенную комиссию, при условии, если агент концентрирует продажи на ограниченном пуле туроператоров. Например, в «TUI» существует партнерская программа привилегий «TUI Gold Сlub, комиссия по которой достигает 9%», - заключили в компании.
Фото Турпром.ру