До 30% роста – на такую максимальную цифру увеличения российского турпотока в Марокко в этот летний сезон рассчитывают туроператоры. Скорее всего, основанием для такого прогноза послужила в целом спокойная обстановка в стране, особенно на фоне ближайших направлений, до сих пор расхлебывающих плоды «арабских революций».
Причем такая спокойная обстановка способствует развитию экскурсионных программ, являющихся сильной стороной Марокко – именно они дают наибольший рост по направлению, хотя прирастают сегменты делового и индивидуального туризма. Ещё одним поводом для прироста туристов становится активная работа на рынке крупных туроператоров, привыкших к массовым объемам. Однако эксперты высказывают опасение, что на возросшие «аппетиты» игроков отельных возможностей самого Марокко может просто не хватить. «Мы наблюдаем рост спроса по Марокко примерно на уровне 30%, причём в первую очередь растет спрос на экскурсионные программы, а также на комбинированные - отдых с «экскурсионкой», в меньшей степени растет «чистый» отдых в Агадире», - прокомментировала Наталия Кириченко, глава марокканского отдела туроператора «Ванд Интернешнл Тур».
Комбинированные программы назвали в числе лидеров и другие туроператоры, чьи прогнозы по турпотоку несколько скромнее. «Сейчас мы видим примерно на 15% больше заявок по Марокко относительно аналогичного периода прошлого сезона. Но рост, прежде всего, показывают именно комбинированные программы», - отметила Анна Спирина, директор по туризму туркомпании «Фламинго-Трэвэл». Дают прирост и специфические для Марокко направления туризма. «Мы отмечаем значительный рост заказов на деловой туризм, MICE-мероприятия, а также на люксовые индивидуальные программы по Марокко», - сообщила Маргарита Лебедева, руководитель марокканского отдела туркомпании «Спейс-Тревел». По мнению эксперта, на Марокко обратил внимание VIP-сегмент российских туристов, «насытившийся» другими африканскими направлениями, такими как Тунис или Египет.
Впрочем, распределение спроса достаточно любопытно. «В предпочтениях туристов наблюдается интересное распределение – в майские каникулы акцент делается на пятизвездочные отели, в первую очередь на RIU и Iberostar, а вот летом в Марокко больше летят туристы, предпочитающие более бюджетные варианты», - пояснила Маргарита Лебедева. Рост числа запросов на люксовое размещение фиксируют и другие туроператоры. «Туристы действительно сейчас предпочитают в Марокко «не бюджетное» размещение, а отели преимущественно 5*, причём дней на 10-11», - отметила Анна Спирина. Тем не менее, и для «бюджетных» туристов у Марокко есть свои плюсы – цены на направлении практически не изменились с прошлого года и остались вполне подъёмными. «Бюджетный отдых в Марокко стоит от 21.5 тыс. руб. с человека при проживании в двухместном номере с завтраком», - сообщила Марина Макаркова, руководитель отдела по связям с общественностью туркомпании «Coral Travel». Так что в целом направление туристами обеспечено: по оценкам эксперта, средняя глубина продаж составляет сейчас 2-3 недели.
При этом, как отметила Анна Спирина, пока преимущественное количество поданных заявок приходится на конец лета, а их глубина простирается вплоть до октября. Однако стандартная проблема направления – переизбыток перевозки, угрожает и сезону 2013, хотя пока туроператоры находят объёмы перевозки сбалансированными. «Мы летаем на регулярных рейсах Air Marocco, сейчас три раза в неделю, с июня перевозчик поставит ещё один рейс», - сообщила Маргарита Лебедева. Национального перевозчика предпочитают чартерам и многие другие туроператоры, несмотря на «некурортную» точку посадки – Касабланку. «Мы летаем на регулярке в Касабланку, она обеспечивает удачный старт для экскурсионных программ: Рабат, Фес, Марракеш, а дальше для желающих предлагается пляжный отдых в Агадире», - прокомментировала Наталья Кириченко. А чартерные цепочки летят, соответственно, прямо на курорт Агадир. «На данный момент перевозка сбалансирована, её переизбытка пока не наблюдается», - уверена Марина Макаркова.