Туристический потенциал Молдовы, перспективы направления и основные проблемы его продвижения на российском рынке – для обсуждения этих вопросов в сентябре представители турбизнеса обеих стран собрались в посольстве Молдовы в Москве.
Открыл встречу посол республики Молдова в России Андрей Негуца. Дипломат отметил, что Молдова – перспективное, очень интересное, динамичное и благодарное направление, но при этом несколько «капризное» для российского рынка в силу ряда причин. Пока российский турпоток в Молдову не демонстрирует выдающихся результатов, напротив, по итогам прошлого года он незначительно просел.
Так, по данным пограничной службы ФСБ РФ в 2018 году республику посетили 235 тыс. 427 российских туристов, тогда как в 2017 году цифры были выше – 256 тыс. 178 россиян. Однако нынешний год, по словам Андрея Негуца, демонстрирует положительную динамику.
«Мы находимся в самом начале пути по завоеванию интереса российских туристов к нашей республике, а потому нам очень важно вести диалог с турбизнесом России. Дипломаты посольства уже встречались со специалистами АТОР, которые помогли нам сделать верные шаги для создания условий для успешного развития туризма в Молдове. И вот мы снова собрали специалистов АТОР и других представителей турбизнеса, чтобы обменяться опытом и информацией, быть полезными друг другу, выявить болевые точки, мешающие росту российского турпотока, и определить пути решения существующих проблем», – рассказал г-н Негуца.
Одним из ключевых факторов, мешающих росту российского турпотока в Молдову, по словам экспертов, является слабая информированность российских туристов о туристических возможностях республики. У россиян сложился стереотип, что Молдова – это исключительно винные туры.
Да, говорят эксперты, вино – это, безусловно, бренд Молдовы, но это далеко не единственная туристическая ценность республики. В Молдове представлены практически все виды туризма: культурно-познавательный, оздоровительный, активный, гастрономический, экотуризм, религиозный туризм.
Идеальным вариантом для знакомства с основными достопримечательностями республики, особенно для туристов, которые впервые собираются посетить Молдову, станут короткие 3-4 дневные туры с гарантированными датами заездов, в том числе и на новогодние даты.
Такие туры сегодня уже есть в ассортименте туроператоров «Интурист», «Ванд», «Виадук тур», «Жарков тур». По словам представителей этих туроператоров, они востребованы – в том числе за счет своей бюджетности (от 150 евро без перелета) и насыщенности программ.
За три дня туристов знакомят с основными достопримечательностями столицы республики – Кишинева, они посещают винные галереи, музейный комплекс под открытым небом Старый Орхей, монастырь Куркь, основанный в 1720 году. Заезжают и в Приднестровье с его подземными винными хранилищами, старинной крепостью в Бендерах, коньячным заводом в Тирасполе.
Активно развивается в Молдове и сельский туризм, за ним нужно ехать в автономию Гагаузия, которая находится в южной части Республики Молдова.
Особый интерес в Гагузии представляет этно-туристический комплекс Gagauz Sofrasi, что в переводе означает «гагаузский стол». Комплекс небольшой, всего на 6 номеров, но очень атмосферный: фактически, этно-село в миниатюре с воссозданным бытом столетней давности. В Gagauz Sofrasi туристам предлагают попробовать вино лучших сортов региона, а также национальную кухню.
Еще одна точка притяжения Гагаузии – Гагаузский этнографический музей в селе Бешалма, созданный в 1965-70 годах, «Живой музей кофра» в селе Гайдар, а также единственная в Молдове конеферма. В автономии проходит множество фестивалей на любой вкус и возраст: винные, гастрономические, музыкальные и др.
Найдут свое в Молдове и ценители оздоровительного отдыха. В стране работают шесть санаториев, в которых проводится лечение широкого спектра заболеваний. Цены приемлемые: за 18 дней пребывания в санатории с лечением нужно заплатить порядка 380 евро.
Проблема, говорят туроператоры, в ограниченном номерном фонде. Из шести санаториев только четыре наиболее приспособлены к приему гостей, а поэтому бронировать туры, например, в популярный санаторий «Днестр» в Каменке нужно минимум за полгода.
Нехватка номерного фонда – проблема общая для туризма в Молдове, подчеркнули присутствующие на мероприятии туроператоры. Так, она остро ощущается в отелях не только среднего, но и высокого ценового сегмента, что не позволяет отправлять туристов в Молдову в значимых количествах.
«Мы хоть завтра отправим в Молдову, скажем, 300 туристов. Но сможете ли вы их принять?», – обратились представители российских туроператоров к коллегам из Молдовы.
«Скорее всего, не сможем, поскольку номера в отелях, как правило, забронированы на месяцы вперед. У нас в октябре пройдет большой фестиваль вина, туристы бронировали туры на него еще в феврале. Поэтому, если у вас большие группы, лучше планировать путешествие заранее, к тому же и билеты на самолет лучше всего покупать заранее», – ответили представители турбизнеса Молдовы.
По мнению представителей турбизнеса, помимо сложностей с подтверждением номеров в отелях Молдовы, турпоток сюда серьезно тормозит высокая стоимость перевозки из России – следует учесть, что добраться до Молдовы из России с комфортом можно только на самолете.
Туроператоры пояснили, что при цене перелета в 200-250 евро и стоимости короткого тура в среднем в 150 евро итоговый ценник получается сопоставимым с ценой коротких туров в популярные европейские страны с высоким уровнем сервиса и не менее вкусным вином и выдающимися достопримечательностями. Ситуация отягощается еще и тем, что в Молдову в большинстве своем едут немолодые туристы, а для них такая стоимость тура будет еще более ощутима.
Посол республики Молдова в России Андрей Негуца пояснил, что вопрос относительно цен на авиаперевозку поднимался еще в прошлом году, однако пока никаких подвижек нет.
Безусловно, существующие тарифы на уровне 15-16 тыс. р. в обе стороны неконкурентны, и для их снижения нужны оперативные меры на государственном уровне, сказал он.
Дипломат выразил надежду на скорейшее разрешение этого вопроса, а пока посоветовал приобретать билеты заранее, что позволит значительно сэкономить.
Туроператоры говорили и о других вариантах увеличения турпотока в Молдову. Так, некоторые видят решение в том, чтобы комбинировать Молдову с соседней Румынией.
«Румыния достаточно известна российскому туристу, она на слуху, поэтому в комбинации с ней Молдова идет хорошо. Мы вот только сейчас отправили в такой 7-дневный тур 6 человек. Мы будем рады, если и другие туроператоры к нам присоединятся», – рассказала Елена Бондаренко, руководитель направления Румыния компании «Ванд».
Однако всех туроператоров волнует и еще одна проблема, которую понимает и молдавская сторона – это крайне слабая информированность и российского турбизнеса, и туристов о туристических возможностях Молдовы.
«Нехватка информации сегодня фактически дискредитирует это интересное направление, не дает ему возможности заявить о себе. И если Молдова закладывает в планы рост российского турпотока, то нужно работать над комплексом вопросов. Конечно, надо расширять номерной фонд, решать вопросы с авиатарифами, но главное – запускать рекламную и PR-кампанию на российском рынке, пусть для начала даже и с небольшим бюджетом», – заключили эксперты.
Фото: Вестник АТОР