Вчера состоялось расширенное заседание Экспертного совета по туризму при Министерстве культуры под руководством заместителя министра Аллы Маниловой.
В нем также приняли участие представители Ростуризма, МИД, Роспотребнадзора, Минтранса, Росавиации, Минэкономразвития, авиакомпаний, Госдумы и Совета Федерации, РСТ, объединения "Турпомощь". Турбизнес представляли руководители компаний "Атлантис Лайн", "Випсервис", DSBW, "Интурист", ICS, Coral Travel, "Пегас Туристик", "ТЕЗ тур", TUI Russia, агентских сетей "МГП" и "Горячие туры". На встрече обсуждались возможные меры регулирования туротрасли, но значительную часть времени занял проведенный туроператорами для чиновников «ликбез» о том, как устроен турбизнес.
Генеральный директор компании «Атлантис Лайн» Наталья Андронова считает, что встреча была полезной: «Она точно была нужна. Можно было задать вопросы, прояснить для себя ситуацию. То, что пришли Роспотребнадзор и Росавиация – очень правильно, так как они тоже участники процесса регулирования рынка». С коллегой согласен генеральный директор DSBW Карен Гончаров: «Были вопросы по страховым компаниям, по авиаперевозкам, представитель Роспотребнадзора много выступала, демонстрируя тонкое знание предмета. В любом случае, это пошло на пользу тем, кто будет принимать решения.
Генеральному директору сети МГП Сергею Агафонову показалось интересным предложение о создании реестра туристов. «Речь идет о том, чтобы данные о проданных путевках туроператоры подавали в «Турпомощь». И тогда, в случае возникновения форс-мажора, можно сразу увидеть, какое количество туристов находится за рубежом, кого и откуда нужно вывозить. То есть, такая мера дает возможность быстрого реагирования в сложной ситуации. Обсуждался также вопрос электронной путевки: некоторые туроператоры эту идею поддержали, но я не представляю, как это может быть на практике. Смысл, опять-таки, в том, чтобы контролировать каждую путевку и понимать, какой объем через какого туроператора проходит. Однако вопрос остался открытым, так как, по словам представителей Минэкономразвития, непонятно, кто будет держателем этих данных, где они будут храниться», – рассказал г-н Агафонов.
Один из участников встречи добавил, что идея сделать рынок прозрачным выглядит разумной. Но разработка единой системы, которая позволила бы хранить данные всех туристов, займет года два и обойдется в 70-80 млн. рублей. Представители ведомств предложили переложить эти расходы на «Турпомощь», то есть фактически на турбизнес. По мнению экспертов, в этом нет смысла, так как у каждого туроператора, заказывающего серьезные чартерные объемы, есть своя автоматизированная система, позволяющая в любой момент узнать, сколько продано путевок, сколько сделано оплат и где находятся туристы.
Генеральный директор «Пегас Туристик» Анна Подгорная предложила поделить ответственность между туроператором и турагентом: оператор должен отвечать за тур, только когда он оплачен на 100%. Напомним, что в июне 2014 года «Пегас» подал иск в Конституционный суд о проверке статьи 9 отраслевого закона, в соответствии с которой за все и всегда отвечает туроператор, даже если агентство не оплатило тур.
Карен Гончаров заметил, что не все участники совещания разбираются в турбизнесе, что-то пришлось объяснять. «Одна из проблем – раздувание операторами объемов. В этом заинтересованы авиакомпании, которые хотят, чтобы отрасль брала как можно больше самолетов и дольше летала. Возможность планировать бесконечное количество перевозки не имеет противовесов – никто не ограничивает туроператора в их желании поставить рейсы. Я предложил ввести регулирование по аналогии с IATA. Чтобы выписывать билеты в системе IATA, вы должны собрать кучу документов, сделать аудит и взять банковскую гарантию. Билетов можно выписать на сумму гарантии, а если она превышена хоть на тысячу долларов, тут же приходит сообщение, что гарантию надо увеличить с запасом», – рассказал он. По мнению г-на Гончарова, если бы подобный механизм действовал в продажах билетов на чартеры, никто не мог бы позволить себе заявить сразу 100 рейсов. «В «Аэрофлоте», если ты берешь блок, нужно заплатить 10% от стоимости всей программы в виде невозвратного депозита. Это тоже сдерживающий фактор, чтобы вы не брали слишком много. На сегодня при организации чартеров такой ответственности не требуют», – заметил он.
Карен Гончаров, по его словам, был удивлен, что крупные туроператоры отнеслись к этой идее позитивно: «Я думал, что участники встречи начнут кидаться в меня камнями. Но даже «Пегас» это поддержал. Если бы такая система существовала, то «Лабиринт», резко нарастивший объемы, должен был бы взять банковскую гарантию, заявляя программу на Грецию из всех регионов. А банк непременно проанализировал бы финансовое состояние оператора. И наверняка не дал бы гарантию на такое число рейсов. Беда, возможно, все равно бы случилась, но не такого масштаба».
Наталья Андронова напомнила на встрече о высокой результативности работы «Турпомощи»: «Мне показалось важным подчеркнуть, что объединение, при всех сложностях, работает эффективно. Фактически на базе «Турпомощи» получилась саморегулируемая организация. Это реально работающий инструмент, который надо дорабатывать в разных аспектах, и он может быть эффективным инструментом защиты интересов и бизнеса, и потребителя».