В приближающемся зимнем сезоне профессионалы турбизнеса дружно предрекают стабильный спрос на морские круизы, однако в оценке итогов прошедших с начала года месяцев туроператоры разошлись. По некоторым данным спрос на морские путешествия сократился на 20%, что, как считают эксперты, вполне может привести отечественный круизный рынок к потере статуса одного из самых быстро растущих сегментов туристической отрасли.
Генеральный директор компании «Бриз Лайн» Максим Радионовский считает, что российские туристы следуют за общемировыми тенденциями. По его словам, январская трагедия, случившаяся с круизным лайнером Costa Concordia, а также кризис Еврозоны повлияли на востребованность круизного рынка в целом. «В этом году гораздо меньше поехало в круиз так называемых первичных туристов, то есть тех, кто выбрал такой вариант отдыха впервые. Поэтому основная борьба на рынке развернулась за постоянных клиентов», – констатировал г-н Радионовский, пояснив, что для их привлечения круизные компании вынуждены были выпускать небывалые спецпредложения. В разгар летнего сезона, например, можно было найти недельный тур на лайнере премиум-класса за €300-500 без учета стоимости перевозки, что сопоставимо по цене с отдыхом на любом европейском курорте.
«Низкая цена, безусловно, привлекла новых клиентов, однако общая тенденция по спросу осталась негативной – с начала года в зависимости от направления он сократился на 10-20%. При этом рентабельность круизов также упала», – отметил г-н Радионовский.
Его точку зрения разделяет и президент международного круизного центра «Нептун» Валентин Елисеев. «Думаю, что оценка падения спроса на уровне 20% справедлива для нынешней ситуации. Причем, некоторая стагнация на круизном рынке началась еще в прошлом году: помимо событий вокруг лайнера Costa Cruises, дали о себе знать крушение теплохода «Булгария» и череда туроператорский банкротств», – говорит собеседник RATA-news.
Директор по маркетингу компании «Виа Марис» Елена Карманова обратила внимание на то, что в последние лет десять морской круизный рынок становился все более востребованным российскими туристами. Ежегодный прирост мог доходить до 40%. «Вызвать колебания спроса способны даже незначительные события, что уж говорить о крушении лайнера», – подчеркнула г-жа Карманова. Между тем, результаты текущего года эксперт не считает отрицательными. «Зимние продажи, включая март, прошли очень хорошо, а вот летний сезон, действительно, завершается не так, как ожидалось», – рассказала Елена Карманова, добавив, что произошло явное смещение спроса с пиковых дат на июнь. «Если в июле-августе спрос по сравнению с прошлогодними показателями был ниже на 17-24%, то в июне, напротив, нам удалось сохранить предыдущие объемы. При этом за счет отсутствия спецпредложений в этот период финансовые показатели выросли на 60%», – пояснила она. Эксперт также добавила, что спрос на путешествия с компанией Costa Cruises, из-за трагических событий упавший в первой половине года, с середины лета также пошел вверх. В итоге продажи этого круизного оператора даже превысили прошлогодние.
Еще одной особенностью летнего сезона Елена Карманова назвала переход от долгосрочного планирования морских путешествий к покупкам туров в последний момент – за две-три недели до начала поездки, что скорее характерно для «наземных» туров. Глубина продаж, по словам г-жи Кармановой, стала вырисовываться только, когда активно начали спрашивать круизы на 2013 год.
Приводя свежие статистические данные, руководитель департамента круизов туристической компании «ПАК групп» Михаил Фельдман отметил, что за счет появления достаточного количества недорогих путевок и снижения стоимости «среднего чека» произошел заметный рост круизного турпотока. «С начала этого года количество наших пассажиров выросло более чем на 60%, причем во многом за счет тех, кто отправляется в круиз впервые», – сообщил г-н Фельдман. По его словам, основные скидки в этом году пришлись на круизы по Средиземному морю. Более редкие маршруты не подешевели.
«Конечно, этот год сложный, рынок вынужден реагировать на различные ситуации извне. Но не могу сказать, что он сильно отличается от предыдущего с точки зрения спроса. Агрессивную ценовую политику вели далеко не все круизные компании. На некоторых популярных направлениях на пиковые даты в этом году цены даже выросли – в среднем на 5-8%, при этом продажи шли стабильно, загрузка лайнеров составила 100%», – заметила генеральный директор компании «Атлантис Лайн» Наталия Андронова. Прирост спроса по морским круизам она оценила на уровне от 30 до 100% в зависимости от направления, среди которых лидируют Средиземноморье, Персидский залив из ОАЭ и Карибское море.
Что касается осенних продаж, здесь, по мнению г-жи Андроновой, ситуация весьма оптимистична. По тому же Средиземноморью сентябрь практически продан, октябрь продан на 80%. «Зимний» спрос также достаточно высокий, кроме того уже сейчас активно приобретают круизы на 2013 и даже 2014 года.
Стоит отметить, что наличие хорошей глубины продаж выделили большинство опрошенных туроператоров. По отдельным компаниям морские круизы запрашивают на 14 месяцев вперед. И здесь эксперты были единогласны – данный показатель является хорошим сигналом для отрасли.