От новой главы Ростуризма Зарины Догузовой, назначенной на эту должность в прошлый четверг, российский туристический рынок ждет многого. Корреспондент инфогруппы «ТУРПРОМ» попытался воедино собрать наиболее острые вопросы и проблемы, которые поднимают эксперты туррынка, обобщив их в своеобразные «наказы» для нового руководства регулятора туристической отрасли.
Впрочем, большинство из них Ростуризм сможет решить лишь в тесной связке с Минэком, но о таком сотрудничестве «единой командой» уже было обещано, что вселяет некоторые надежды.
Тем не менее, текущая ситуация в отрасли отличается повышенной сложностью: с одной стороны ей остро требуются перемены, вплоть до глобальных, вроде переписывания отраслевого закона с чистого листа, с другой стороны - туристическая отрасль как никакая другая нуждается в стабильности, без которой в туризме невозможно ни развитие, ни процветание.
«Для начала, нам бы хотелось стабильности и четких правил работы на рынке, которые были бы установлены, наконец, на долгий период. А также чтобы эти правила исполнялись всеми участниками рынка одинаково, для чего нужен строгий контроль», - прокомментировал Алексей Цыганов, председатель совета директоров туроператора «Атлантис Лайн» и помощник председателя комитета по международным делам в Совете Федерации.
При этом эксперты отмечают, что даже если Ростуризм сработает «как надо» в своих традиционных областях – это уже будет огромным достижением. «Традиционно у Ростуризма в центре работы были информационная поддержка и продвижение туризма, а также статистика. Причем все эти области пока развиты очень слабо. На продвижение России за рубежом в целом мы тратим меньше, чем Израиль на свое продвижение в России буквально за неделю. При этом во внутреннем туризме картина не лучше: туристических достопримечательностей и инфраструктуры у нас достаточно, но полностью отсутствует возможность потенциальному туристу увидеть всё это богатство на каком-то одном онлайн-ресурсе», - отметил Сергей Ромашкин, гендиректор туроператора «Дельфин». В итоге это приводит к тому, что необходимость развития инфраструктуры оказывается под вопросом: например, если средняя загрузка отелей по стране составляет 50%, какой смысл бизнесу строить новые?
Другая проблема – приписки в туристической статистике. «У чиновников в регионах чешутся руки показать хорошие цифры, в итоге теперь регионам стало «неприлично» принимать менее миллиона туристов в год, а Краснодарскому краю – менее 16 млн... Но если просуммировать все цифры из отчетов чиновников, то в России получится турпоток размером более 100 млн человек в год, что выглядит абсолютной фантастикой», - добавил Сергей Ромашкин. Поэтому в этой отрасли необходимо наводить порядок. «Но если в Ростуризме сумеют разобраться хотя бы с продвижением России внутри страны и за рубежом – это уже будет огромная победа», - подчеркнул Сергей Ромашкин.
Впрочем, это не единственные проблемы, оставшиеся в наследство от «прежнего руководства», которые придётся решать Зарине Догузовой. «Чаяния» туроператоров простираются шире. «Среди первоочередных задач - развитие малого и среднего бизнеса в инфраструктуре туризма, в которую, отметим, охотно вкладываются туроператоры. Продвижение внутреннего туризма, в том числе и внутри страны, развитие информационной составляющей. Плюс поддержка въездного туризма, и в первую очередь – поддержка предпринимателей в этой сфере. У властей впервые за тридцать лет дошли руки до реальной поддержки туриндустрии, правда рынок им ещё не верит», - ранее очертила круг проблем Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР.
При этом эксперт отметила, что есть шансы, что Минэком и обновленным Ростуризмом будет переписан основной отраслевой закон. «Имеющийся закон о туризме сильно отстал от жизни, в том числе по причине той непосильной, но бессмысленной финансовой нагрузки, которая ложится на турбизнес. При этом нынешнюю версию закона латать уже бессмысленно, его нужно писать заново. В имеющейся версии зарегулирован выездной туризм, а внутренний практически проигнорирован. Но сейчас условия таковы, что этого недостаточно для поддержки компаний, работающих на внутреннем рынке», - подчеркнула Майя Ломидзе. Эксперт особо подчеркнула, что «переписывание» закона не должно ослабить защиту туриста, однако есть надежда, что, наконец, этот механизм будет проработан с учетом реалий рынка и интересов туроператоров.
Свою лепту в «наказы» вносят и турагентства. «Что касается внутреннего туризма, то необходимо создать условия, чтобы стоимость приобретения тура туристами не зависела бы от канала продажи. Дело в том, что сейчас турфирмы зачастую просто боятся отправлять туристов в наши отели из-за политики последних, где туристам сходу предлагается тот же номер, только дешевле. В итоге турагентства из-за риска потери постоянной клиентуры с опасением относятся к продаже туров по России», - рассказал об одной из проблем Александр Казин, глава турфирмы «Ингостур».
Кроме того, эксперт также обрисовал одну из ключевых проблем отраслевого закона: необходимо найти замену полностью дискредитировавшей себя системе фингарантий. «При крахе крупных туроператоров ещё ни разу не были компенсированы все потери туристов. Непрозрачность работы многих туроператоров приводит к отказам страховых компаний их страховать, в итоге туроператоры вынуждены обращаться к самым неразборчивым страховщикам, у которых в случае краха туроператора просто нет достаточных средств для выплат компенсаций. Кроме того, крупные туроператоры стремятся снизить платежи по фингарантиям, ежегодно регистрируя новые юрлица и сохраняя, таким образом, минимально необходимые фингарантии. Решением может быть либо страхование каждого тура, что довольно сложно, либо расчеты через эскроу счета, когда туроператоры получают оплату только после возвращения туристов из тура. Но тогда необходимо, чтобы такие отсрочки под гарантии средств на эскроу счетах предоставляли бы туроператорам авиакомпании, и в идеале - отели», - предложил Александр Казин.
Также эксперт напомнил об ещё одной болевой теме: о необходимости запрета банкам осуществлять чарджбэк со счетов турагентств при неисполнении туроператорами своих обязательств перед туристами. «У турагентств просто нет свободных средств, в результате чарджбэк фактически списывается из средств других туристов, ставя под угрозу их туры. По этой же причине не стоит идти по пути внедрения на туррынке любой коллективной ответственности его участников по типу СРО, т.к. в случае краха крупного игрока деньги на покрытие нанесённых им убытков могут быть взяты у других участников СРО только из средств туристов, осуществивших предоплату туров», - добавил Александр Казин.
«На мой взгляд, политику деятельности Ростуризма следует сделать более приближенной к реальным потребностям и проблемам рынка, больше взаимодействовать с региональными властями, возобновить продвижение туристического потенциала России за рубежом, провести как сейчас модно говорить «перезагрузку», - подвел итог «наказам» Георгий Мохов, председатель правовой комиссии РСТ, основатель юридического агентства «Персона Грата»
Фото: Турпром.ру