«Аэрофлот» с 28 октября открывает прямые рейсы Москва – Денпасар (остров Бали). Полеты будут выполняться три раза в неделю совместно с авиакомпанией «Россия» на Boeing-777.
Программа рассчитана на весь период зимнего расписания, то есть по 30 марта 2019 года. Продажа билетов открыта: на сайте «Аэрофлота» можно купить на ноябрь – начало декабря примерно за 60-70 тыс. рублей туда-обратно, а с середины декабря – по 96 тыс. рублей. На конец октября билет в оба конца обойдется примерно 50 тыс. рублей
Появление прямых рейсов на растущем направлении, по словам туроператоров, – событие значительное. «Прямых перелетов на Бали не было со времен ухода «Трансаэро». И если перевозчик выдержит заявленные цены, то потребитель однозначно выиграет», – полагает руководитель направления компании «Ванд» Наталья Минорская.
Правда, по словам эксперта, помимо цены есть целый ряд факторов, которые могут оказаться решающими для спроса: «Общая экономическая ситуация в стране не внушает оптимизма. На самом Бали беспокойство вызывает продолжающаяся активность вулкана. Землетрясения на соседнем Ломбоке тоже не добавляют оптимизма». Да и с ценой, по словам г-жи Минорской, все не так просто: перевозчик заявил цены в 700 долларов, заметно ниже конкурентов, что конечно неплохо, но кто знает, каким будет курс рубля осенью?
По словам директора по продажам компании ITM Group Юлии Собканюк, сегодня перевозка на направлении сбалансирована, ее ровно столько, сколько должно быть. Основной поток пассажиров из Москвы на Бали идет через три крупных региональных хаба – Сингапур, Куала Лумпур и Бангкок на рейсах Singapore Airlines, Emirates и Qatar Airways.
В прошлом году уже была попытка поставить на направление прямые рейсы – индонезийская авиакомпания Garuda планировала начать полеты в августе. «Хорошо, что этого не произошло, – пояснила г-жа Собканюк. – Избыток перевозки привел бы к демпингу на направлении, и остров опять потерял бы «своих» клиентов. Пять лет назад именно прямой перелет «Трансаэро» привел направление к сильному демпингу. Хотя тогда было всего два еженедельных рейса, а не три, как заявлено в нынешней программе «Аэрофлота».
Как заметила Юлия Собканюк, остров несколько лет приходил в себя после наплыва низкобюджетных туристов из-за демпинга, и сейчас спрос вполне обнадеживающий. Действительно, по данным Министерства туризма Индонезии, в 2017 году страну посетили 110,5 тыс. российских туристов, рост 37% по сравнению с 2016-м. По темпам прироста турпотока в Индонезию Россия заняла первое место среди всех рынков – несмотря на извержение вулкана Агунг на острове Бали и отсутствие прямого авиасообщения между странами. С декабря 2017 по апрель 2018 турпоток из России вновь вырос на 30%. В этом году Индонезия планирует принять уже около 150 тыс. туристов из России.
«На Бали действительно подъем, вот только в нашей экономике – спад, – заметила Юлия Собканюк. – Программа «Аэрофлота» явно преждевременная, наш рынок к ней не готов. На мой взгляд, три дополнительных еженедельных рейса на Бали, то есть еще 1400 мест – излишество. Максимум, что рынок мог бы переварить, это один рейс в неделю».
Правда, по ее словам, возможно, «Аэрофлот» внутренне готов к потенциальному сокращению программы в зависимости от спроса, поэтому и ставит на направление «Россию», а не собственные рейсы. Наталья Минорская согласна, что перевозчик вполне может еще скорректировать программу, и даже купленные билеты – не гарантия вылета в запланированное время.
Как полагает г-жа Собканюк, не исключено, что часть мест «Аэрофлот» отдаст под блоки туроператорам, чтобы переложить на них риски, связанные с загрузкой рейсов. Это может обернуться не только демпингом, но и новыми разорениями, полагает эксперт.
Однако, по словам вице-президента компании «Пакс» Максима Лобанова, «Аэрофлот» минимум последние три года не заключает блок-чартерные контракты с операторами. Возможно, в этом году в политике нацперевозчика что-то изменится, но пока нет оснований на это рассчитывать. «В любом случае, прогнозировать спрос очень сложно. Фактически это новый продукт, непонятны цены, его трудно сравнивать с тем, что мы сейчас предлагаем туристам на регулярных стыковочных рейсах. Но очевидно, что прямой рейс всегда предпочтительнее и более востребован», – сказал эксперт.
По его словам, новое предложение «Аэрофлота» наверняка заинтересует туристов из российских регионов, благодаря стыковкам в Москве. «Вообще вариант исключительно заманчив для такого растущего направления, как Индонезия. Я имею в виду не только Бали, потому что страна большая, много разных регионов, много возможностей для пляжного, экскурсионного, оздоровительного отдыха.», – пояснил г-н Лобанов.
Наталья Минорская подтверждает рост потока на Бали. Однако, по ее словам, он происходит, в основном, за счет снижения категории отелей. «Сейчас туристы все чаще выбирают «шалаш» на берегу океана», – иронизирует она. Генеральный директор компании ClickVoyage Игорь Козлов в принципе согласен с коллегой и не видит в этом проблемы: «У нас тоже нередко едут в двухзвездочные отели вместо «пятерок». Мы уже несколько лет держим блоки мест на Singapore Airlines. В сочетании с дешевым размещением пакет на 9 дней получается очень недорогим, в $1-1,1 тыс. В итоге сложился такой недорогой ценовой сегмент, который пользуется хорошим спросом. Агентства поняли, что можно продавать Бали с качественной перевозкой и доступным размещением».
Игорь Козлов считает заявленную «Аэрофлотом» полетную программу на Бали своего рода пробным шаром. «Конечно, три рейса в неделю в нынешних условиях – перебор. Мне кажется, перевозчик ведет себя в этой ситуации, как и многие туроператоры, которые перед сезоном заявляют большие планы на каком-то направлении. Сбудутся они или нет, неясно, но конкуренты уже вздрогнули. Не исключено, что и «Аэрофлот» решил «попугать» своих конкурентов и побороться за направление, например, с Singapore Airlines. И даже если в итоге летать будет только один рейс, кусочек индонезийского «пирога» он откусит. Что тоже неплохо», – сказал г-н Козлов.
Фото: fotostrana.ru