Туроператоры, обеспокоенные тем, что россияне окончательно потеряют доверие к отрасли после очередного громкого банкротства, решили объяснить потенциальным клиентам, что не все так плохо в турбизнесе. Руководители нескольких известных на рынке компаний, входящих в сеть «ТБГ», собравшись в пресс-центре РИА «Новости», предложили свои способы защиты туристов и регулирования рынка. Самая популярная мера, которую поддержали все участники встречи – страхование каждого договора на покупку путевки. Напомним, что ввести эту меру РСТ предлагает с 2006 года, когда на рынке началось обсуждение темы фингарантий
Как считают туроператоры, страхование каждого тура повысит доверие клиентов к отрасли, а также снимет традиционную проблему, которая возникает при каждом банкротстве – нервных подсчетов, хватит ли финансового обеспечения для возмещения ущерба всем пострадавшим туристам. «Сейчас люди боятся, что им не хватит денег по фингарантии, и бегут занимать очередь в страховую компанию», – напомнил генеральный директор «АРТ-тур» Дмитрий Арутюнов.
О необходимости введения индивидуального страхования туров говорили и генеральный директор «Пак Груп» Илья Иткин, и глава компании «Интаэр» Александр Корбарум. Руководитель отдела страхования выезжающих за рубеж страховой компании МСК Наталья Кучерова отметила, что технически ввести страхование каждого договора вполне возможно. Но для этого нужно внести изменения в закон «Об основах туристской деятельности» и в «Типовые правила страхования гражданской ответственности туроператоров за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору». «Для покрытия всех расходов туристов хватило бы страхового взноса в 1% от стоимости каждой путевки», – сказала г-жа Кучерова.
Пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина напомнила, что при каждом банкротстве вопрос возникает не только с компенсацией ущерба, когда денег может не хватить на всех. У нас еще и нет механизма оперативного решения проблем, когда нужно, например, срочно оплатить проживание туристов в отелях или вывозить людей в Россию.
В качестве одного из вариантов решения этой проблемы туроператоры предложили использовать опыт урегулирования подобных ситуаций службами ассистанса страховых компаний. Наталья Кучерова заметила, что возможно из части страховой премии формировать оперативный финансовый фонд для помощи туристам в экстренных случаях.
В то же время, независимый аналитик и экс-глава «Мегаполюс турс» Эдуард Кузнецов отметил, что поскольку деньги за страхование договоров будет перечислять страховщикам туроператор, в случае, если у него финансовые проблемы, он не оплатит эти страховки. «Поэтому нужен целый комплекс мер. В том числе, оперативный резервный фонд в рамках саморегулируемой организации (СРО)», – подчеркнул г-н Кузнецов. Идею создания СРО, причем с обязательным членством для туроператоров, поддержал Александр Корбарум. По его мнению, такая организация могла бы быть создана уже осенью 2012 года.
Однако генеральный директор DSBW Tours Карен Гончаров считает, что СРО не решат проблем туристов. По его мнению, нужно страховать каждый договор, а также увеличить финансовые гарантии, привязав их размер к годовому обороту туроператора. «Нельзя, чтобы государство устранялось от решения проблем туристов. Создав СРО, государство скажет: вот есть у вас организация, пусть она и решает проблемы», – подчеркнул глава DSBW.
«Должен быть создан экспертный совет с участием Ростуризма при вице-премьере. В него могут войти 10-15 профессионалов, которые будут давать рекомендации по оздоровлению отрасли. Экспертный совет можно сделать очень быстро, и его рекомендации помогут урегулировать ситуацию на рынке», – считает президент компании «Южный Крест» Андрей Кузнецов. По его мнению, необходимо создать рейтинг туроператоров, выработать критерии их надежности, как это сделано в банковском секторе. «Эти критерии должны касаться соотношения собственных средств и заемного капитала, динамики собственных средств. Нужно заботиться и следить за здоровьем лошади, а не с помпой ее хоронить», – подчеркнул г-н Кузнецов.
На встрече много говорилось о том, что слухи о повальных банкротствах туроператоров преувеличены. Эдуард Кузнецов отметил, что в Великобритании жертвами двух крупнейших банкротств туроператоров стали около 300 тысяч туристов. В России же число пострадавших от двух самых крупных банкротств – «Капитала» и «Ланты-тур» – не превышает 20 тысяч.
«За последние полтора десятка лет туризм в России превратился в реальную индустрию. 13 млн. поездок в год – это огромная цифра. В федеральном реестре 4700 туроператоров. На рынке работают порядка 20 тысяч турагентств. Это огромная индустрия. Она в принципе работает и ответственно, и хорошо. Не случайно количество претензий к работе турбизнеса составляет 0,64% от общего объема рынка. Вы знаете, как миллионами машин отзывают свою продукцию «Форд», «Тойота» и другие производители. Разорение двух компаний нужно все-таки отнести к издержкам рынка, такое случается в любой отрасли», – подчеркнул генеральный директор «Асент Трэвел» Игорь Козлов.
Генеральный директор компании «АРТ-Тур» Дмитрий Арутюнов считает, что клиенты, которые организуют свое путешествие самостоятельно, защищены не больше, чем туристы, покупающие путевки у туроператоров. Он напомнил, что авиакомпании тоже нередко становятся банкротами, как это произошло со Swissair, JAL, American Airlines.