К 2020 году на основе пилотных проектов, уже реализованных в шести российских регионах, будет осуществлена полная туристическая «паспортизация» всей страны.
Об этом было заявлено на всероссийском семинаре-конференции «Туристский паспорт региона как основа развития внутреннего туризма», состоявшемся на днях в Петербурге.
«Без наличия унифицированного туристского паспорта региона (УТПР) мы не можем двигаться вперед: очевидно, что создание такого документа крайне необходимо для каждого субъекта Федерации, – сказала, открывая пленарное заседание, заместитель министра культуры РФ Алла Манилова. – И если мы хотим соответствовать стандартам Всемирной туристской организации (UNWTO), надо сделать это как можно раньше».
Начало практической стадии реализации идеи создания туристского паспорта региона было положено в феврале этого года после проведения аналогичного заседания в Казани: именно тогда было решено, что четыре региона РФ попробуют претворить ее в жизнь. Однако, как отметил руководитель некоммерческого партнерства «Национальная ассоциация информационно-туристских организаций» Михаил Ушаков, «еще два региона оказались настолько активны, что тоже были включены в проект». В результате к середине октября 2015-го Тульская, Ярославская, Томская области и Республика Карелия, а также присоединившиеся к ним Ленинградская область и Республика Бурятия создали свои пробные туристские паспорта.
Что это такое? В документ, который представляет собой полный каталог объектов культуры, природных богатств, транспортных ресурсов и всех других туристических достоинств региона, должна входить информация, интересная как рядовому туристу, так и инвестору. «Паспорта в первую очередь нужны именно инвесторам, поскольку на их основе предприниматели смогут формировать свое мнение относительно перспективности вложений в систему туризма того или иного региона, – констатировала Алла Манилова. – Без всяких сомнений можно говорить и о том, что такие документы необходимы и самим субъектам Федерации – как для оценки своего туристического потенциала, так и для его продвижения на внутреннем и зарубежном рынках».
В паспорте, по словам Михаила Ушакова, должно быть пять разделов. В их числе – общие сведения о регионе, данные об объектах туристического притяжения, инфраструктуре туризма, туристически значимых событиях, а также раздел «Туризм в цифрах». Работа оказалась сложной: по данным разработчиков, было подготовлено 14 вариантов паспорта, а наиболее проблемным оказался раздел о цифрах. Как выяснилось, со статистикой (особенно по части внутреннего туризма) в России дела обстоят неважно. Но... «Нет задачи впихнуть в паспорт как можно больше информации, – пояснил собравшимся на координационный совет по туризму Ушаков. – Главное – создать понятную и удобную для использования систему, на основе которой проект можно было бы развивать, постепенно насыщая его дополнительными сведениями».
При этом подчеркивается: унифицированный туристский паспорт региона хотя и предполагает приведение разрозненных данных к единому формату, обязательно должен выделять те изюминки, которые характерны только для него. Задача непростая, но, судя по опыту первых шести регионов, достижимая. Например, вариант, представленный Ярославской областью, аудитория, собравшаяся в зале Дома правительства Ленобласти, и эксперты оценили как весьма качественный. И близкий к тому стандарту, достижение которого вскоре станет обязательным для всех.
А что, собственно, появление туристского паспорта региона даст рядовым туристам? Ответ таков: это будет документ, который сосредоточит все нужные сведения о туризме того или иного субъекта Федерации в одном месте. Как предполагается, достаточно будет посмотреть такой паспорт, и вы получите полную информацию о том, как туда добраться, где разместиться, что стоит посмотреть или предпринять.
Речь идет о том, чтобы все участники туристического рынка (как российские, так и зарубежные) получили системно сформированный ресурс, благодаря которому отпадет необходимость рыскать по десяткам сайтов в поисках нужной информации.