Сложившаяся в августе ситуация с вывозом туристов из Египта практически полностью повторяет ситуацию 2011 года, когда все финансовые расходы по эвакуации отдыхающих легли на плечи туроператоров. При этом авиакомпании вышли из этой истории фактически без потерь, переложив тяжесть всех рисков на турбизнес. Чтобы уменьшить бремя туротрасли Ростуризм готов взяться за выработку процедуры реализации подобных «запретов» и приглашает турбизнес высказать свои пожелания, при этом сами чиновники планируют законодательно привлечь к подобным «эвакуациям» деньги Фонда экстренной помощи «Турпомощи».
Напомним, что уже осенью «многострадальный» Закон о туризме предположительно ожидает очередное реформирование. «Уже давно назрела необходимость создания нового закона или развития действующего закона в направлении внутреннего и въездного туризма с учетом разграничения полномочий органов власти, да и многих других вопросов накопилось», - прокомментировал во вторник на пресс-конференции замруководителя Ростуризма Евгений Писаревский. В настоящий момент концепция нового закона обсуждается, и как минимум до середины сентября ведомство планирует собирать предложения от участников рынка.
Закрытый Египет активизировал туроператоров на поприще законотворчества: представители турбизнеса прямо во время пресс-конференции предложили разработать механизм действия в ситуациях, аналогичной египетской. С этим согласился и представитель Ростуризма. «Необходимо, чтобы турбизнес сформировал такие механизмы и предложил их государству. Однако прописать все нюансы в законодательных актах, которыми будут руководствоваться туроператоры при аналогичных Египту ситуациях, невозможно. Туроператорам необходимо понимать, что туризм является бизнесом с высокой степенью риска, однако его надо пытаться уменьшить посредством его страхования, а также путём диверсификации турпродукта», - заявил Евгений Писаревский.
В тоже время Ростуризм не сможет помочь туроператорам в уменьшении финансового бремени в ситуации, аналогичной египетской, если они сами будут подписывать с контрагентами контракты, в которых будут брать все убытки на себя. «Если сами туроператоры будут подписывать с авиакомпаниями заведомо невыгодные и обременительные для себя договоры, то никакие новые механизмы или регламенты для подобных экстренных ситуаций не помогут», - пояснил представитель Ростуризма.
Впрочем, туроператоры не согласны с такой позицией регулятора туротрасли, и всему виной фактический монополизм на рынке авиаперевозки России нескольких крупнейших авиакомпаний. «В настоящий момент организовать такие договорные отношения с авиаперевозчиками, в которых возможные риски будут поделены между авиакомпанией и туроператором, как это предлагает Ростуризм, теоретически возможно, а практически – нереально. Дело в том, что дальнемагистральными самолетами у нас располагает всего несколько перевозчиков, которые просто навязывают турфирмам свои условия. Согласно этим условиям, договор для туроператора всегда будет заведомо невыгодным в случае наступления нештатной ситуации. В противном случае ни один перевозчик договор просто не подписывает», - пояснил Владимир Каганер, гендиректор туркомпании «TEZ-tour».
В тоже время, чтобы уменьшить финансовые риски туроператоров в подобных ситуациях, Ростуризм рассматривает возможность подключить к их решению «Турпомощь» с её Фондом. «Я слышал от туроператоров в основном пренебрежительные оценки этого объединения как «денежного мешка». Но возможно внести изменения в состав полномочий «Турпомощи» как саморегулируемого объединения на уровне нового закона, в том числе обязав её работать с перевозчиками в подобных Египту ситуациях», - отметил Евгений Писаревский.