«Наезд» на Минэк в качестве «ответа» за попытку снять скомпрометировавшее себя руководство «Турпомощи», занимающее по совместительству высокие должности и в РСТ, назвали наблюдатели появившуюся информацию о «замечаниях» по предложенному министерством комплексу поправок в закон о туризме.
Главные причины такого мнения довольно очевидны. Во-первых, это отсутствие самого проекта Минэка по поправкам, который пока лишь прорабатывается в недрах министерства, находясь в стадии обсуждения с участниками рынка. Таким образом, публичные предложения на ещё несуществующий проект стоит рассматривать не более чем в качестве PR-акции. Во-вторых, тот кризис, в котором в настоящее время находится туристическая индустрия России, во многом обязан существующему отраслевому законодательству, которое писалось и изменялось при активном участии лиц, сейчас его критикующих. А значит текущую критику, несмотря на многие её конструктивные моменты, нельзя не признать популистской. И наконец, в-третьих – тот самый конфликт интересов: наиболее активные критики со стороны РСТ входят в руководство Турпомощи, которое пошло на открытый конфликт с регулятором, и которое намерен сменить Минэк с Ростуризмом. Именно поэтому появившуюся критику наблюдатели связывают как раз с попыткой отыграться за желание регулятора навести порядок в «Турпопощи»: в июле у Минэка первая попытка отстранения руководства Ассоциации не увенчалась успехом из-за недостаточной подготовки, однако вскоре после этого Минэк получил огромные полномочия по проверке деятельности Турпомощи, которые вступают в силу с 1 февраля 2020 года. Видимо уже 2 февраля стоит ожидать тотальных проверок в этой Ассоциации.
Напомним, что в июле премьер-министр Дмитрий Медведев подписал Постановление о государственном контроле за деятельностью туроператоров и объединений туроператоров в сфере выездного туризма (т.е. за пресловутой Турпомощью). При этом глава Минэка Максим Орешкин смог пролоббировать надзорно-контрольные функции всего за 2 месяца, что так и не удалось в свое время ни Минкульту, ни Минспорту. «Фактически Минэк наделяется новыми полномочиями контроля. Ранее контрольно-надзорной функции у «курирующих» туризм ведомств не было в принципе: лишь за работой розницы осуществлял контроль Роспортребнадзор, и то без учета специфики туристического рынка. А, например, Минкульт мог провести внеплановую проверку Турпомощи только по представлению прокуратуры», - прокомментировал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» собеседник, знакомый с ситуацией. Таким образом, у курирующего туризм ведомства впервые появляется функция реального регулятора, который может и будет контролировать как работу туроператоров, так и «Турпомощь». «У Ассоциации были очевидные пробелы с контролем деятельности её руководства, что, судя по недавним скандалам, логично привело к злоупотреблениям», - пояснил эксперт. «Благодаря данному постановлению, у Минэка и его полномочных представителей появляется возможность досконально проверить деятельность «Турпомощи» - прозрачность её работы, законность всех принятых решений и соблюдение всех норм. А если к деятельности её руководства возникнут какие-то вопросы, то Минэк сможет обратиться в прокуратуру», - оценил собеседник. По его словам, гипотетически, если бы этот механизм работал уже сейчас, то Минэку и Ростуризму было бы гораздо легче провести проверки и сделать выводы о соответствии должностных лиц из руководства «Турпомощи» их непосредственным обязанностям.
А пока руководство Турпомощи-РСТ критикует несуществующие проекты Минэка по изменению отраслевого законодательства, видимо в надежде сменить либо регулятора, либо чиновников, ответственных в нём за туризм.
Так, по словам вице-президента РСТ Юрия Барзыкина, которые приводит «Интерфакс», предложениям Минэка, прежде всего, не хватает конкретности. «Изменения носят излишне общий характер и не учитывают реалий рынка, при этом существенно меняют условия работы на нем. Например, для туроператоров по внутреннему туризму увеличивается размер финансового обеспечения, причем без уточнения размера, дифференциации от объемов. Меры по субсидированию лишь одобрены, но еще практически не отработаны, а уже идет ужесточение условий работы», - цитирует Интерфакс вице-президента РСТ.
Также в рамках поправок в законодательство система контроля и надзора возлагается исключительно на «Электронную путевку». Как отметил Барзыкин, программа не учитывает комплексность услуг в составе турпродукта, возможность этапной оплаты договора, раннего бронирования, а электронный бланк строгой отчетности дублирует функции онлайн кассы.
Согласно документу, средства резервного фонда предполагается использовать как на оказание экстренной помощи в случае банкротства туроператора, так и на возмещение ущерба при недостаточности выплат за счет других инструментов. По мнению вице-президента РСТ, такая мера будет стимулировать участников рынка к переходу в теневой сегмент рынка.
Кроме того, сумма страхового сбора может быть включена в стоимость турпродукта, соответственно, вырастет общая цена для потребителя. Также переписан пункт о фонде персональной ответственности туроператоров, теперь механизм его работы такой же, как у резервного фонда.
Барзыкин считает, что предложения Минэкономразвития нуждаются в более тщательной проработке, конкретизации по механизму реализации и срокам, а также в привязке к реальным запросам туротрасли. "В своем перечне предложений мы указываем на то, в каком именно направлении должна действовать рабочая группа по туризму, чтобы эта отрасль получила дальнейшее развитие», – заключил он.