Уходящий год ознаменовался для российского туризма как минимум тремя важными достижениями. Во-первых, отрасль вышла на министерский уровень управления, что значительно расширяет возможности для развития туризма.
Во-вторых, благодаря поправкам в отраслевой закон и созданию объединения выездных туроператоров, сделаны серьезные шаги по укреплению безопасности туристов. В-третьих, произошла переоценка роли туризма в регионах. Если в начале реализации федеральной целевой программы Ростуризм буквально заманивал в нее регионы, то сейчас выстраивается очередь из желающих, а Ростуризм разрабатывает строгие критерии отбора претендентов. Об этом вчера рассказал глава Федерального агентства по туризму Александр Радьков. Ростуризм продолжит работу по всем этим направлениям и в следующем году, однако самой актуальной, по его словам, остается тема безопасности. «Мы добились привязки суммы фингарантий к объемам туроператоров, но выяснилось, что страховые компании не готовы страховать операторов на такие суммы. Надо ликвидировать этот минус.
Многое предстоит сделать также в организации «Турпомощи», ведь до сих пор нет ответа на главные вопросы: как, когда и кому платить в случае неоказания туристам услуг?», – сказал Александр Радьков. Сейчас объединение насчитывает 53 компании, а компенсационный фонд, с учетом того, что каждый заплатил по 100 тыс. рублей, составляет 5,3 млн. рублей. «Сумма небольшая, но на пару-тройку самолетов хватит», – заметил глава Ростуризма. Основные средства, напомним, поступят в фонд весной, так как, согласно закону, после 5 мая 2013 года туроператоры не смогут осуществлять свою деятельность, не вступив в «Турпомощь» и не заплатив взнос. Механизм работы «Турпомощи» пока не прописан. Александр Радьков уверен, что с этим проблем быть не должно. «Практическая схема уже есть, ведь все это время Ростуризм занимался оказанием такой же помощи туристам, недаром нас иногда называли «туристическим МЧС». Начиная с «Ланты-тур вояж» и кончая недавней «Латамерикой», Ростуризм скоординировал возвращение на родину с зарубежных курортов примерно 10 тыс. человек. По нашим подсчетам, в первый день банкротства «Ланты» мы приняли 7 тыс. звонков. Первое, что понадобится «Турпомощи», это эффективная команда», – полагает руководитель Ростуризма. Среди первоочередных задач ведомства – упорядочивание цепочки туроператор-агент-клиент, в частности, в плане договоров, которые пока крайне далеки от необходимых стандартов.
Ростуризм намерен также уделить больше внимания проблеме детского туризма и отдыха, развиваться которому в стране мешают чрезмерные санитарные и другие нормы. В июне 2013 года ведомство проведет форум по детскому туризму, итогом которого должны стать конкретные законодательные инициативы. Особая тема – круизный туризм. После трагедии с «Булгарией» спрос на речные круизы в России снизился на 25%. Причина спада, как сообщил журналистам руководитель Ростуризма, не только в произошедшем, но и в высоких ценах на такой отдых. Речной флот устарел и морально, и технически. Как любая старая техника, он небезопасен, к тому же потребляет много энергии, что сказывается на ценах. Учитывая, что навигация на наших реках коротка, бизнес не слишком охотно вкладывает средства круизный флот. Тем не менее, проблему надо решать, считают в Ростуризме. В марте 2013 года ведомство планирует совместное с Министерством транспорта совещание, на котором подведут итоги работы, проделанной на речном флоте после аварии «Булгарии» и обозначены перспективы круизного туризма в России.