Турпром: Крах закона о туризме - не защищая туристов, он обирает туроператоров

Девять месяцев работы туристического рынка России при новой редакции Закона о туризме доказали полную профнепригодность чиновников Минкульта и Ростуризма, писавших данный документ, а все фонды «Турпомощи» оказались полнейшей профанацией, туристов не защищающие, зато обирающие туроператоров. Ещё в январе в статье «Разоблачения нового закона о туризме: почему он уменьшил защиту туристов и как с его помощью «зачистят» туроператорский рынок» эксперты Турпрома прогнозировали, что туроператоры обязательно найдут и начнут массово использовать возможности по уменьшению различный финансовых поборов, придуманных в новом законе. Самый простой для этого способ – каждый год перевод бизнеса на новое юрлицо, а также дробление бизнеса на множество юрлиц.

Эти прогнозы сбылись в полной мере: согласно расследованию РБК (с полным текстом можно ознакомиться по данной ссылке), абсолютное большинство крупных туроператоров как раз и перевели свой бизнес на новые юрлица, тем самым кардинально сократив свои отчисления в фонды Турпомощи.

При этом чиновникам стучать кулаком по столу, угрожая карами в адрес туроператоров, бесполезно, ведь компании идут на эти хитрости, причем совершенно законные, вовсе не от хорошей жизни. Эксперты уверены, что исправить ситуацию с защитой туристов, и одновременно уменьшить финансовую нагрузку на туроператоров, возможно лишь в случае кардинального изменения отраслевого закона. Однако сделать это можно будет только под руководством нового и компетентного главы Ростуризма, а доверять его разработку теперешним чиновникам Минкульта и Ростуризма – значит лишь усугублять текущие проблемы.

Итак, согласно скрупулезным подсчетам журналистов РБК, все туроператоры выездного туризма, а это 466 компаний, за год обслужили всего 892 тыс. человек. В том числе 108 из 466 компаний отправили за границу менее 100 туристов каждая. И это при том, что по данным Росстата, граждане РФ за прошлый год совершили почти 31.7 млн поездок за рубеж.

Эти фейковые цифры, которые опубликовал Ростуризм, означают лишь одно – туроператоры всеми силами стараются избежать обременительных выплат в фонды Турпомощи, занижая свои отчёты. Напомним, что с этого года туроператоры выездного туризма должны делать ежегодные выплаты в два фонда - резервный и персональной ответственности. При этом отчисления в эти фонды зависят от прошлогоднего туротока туроператора. Например, если компания в отчетном году обслужила до 10 тыс. клиентов, она должна внести в резервный фонд 50 тыс. руб., если до 100 тыс. человек - 100 тыс. руб. и т.д. Плюс в фонд персональной ответственности туроператор перечисляет минимум 1% от общей суммы реализованного за прошлый год турпродукта. Кроме того, такой туроператор должен еще получить фингарантию на 50 млн руб.

Но эти платежи можно снизить - если одномоментно перевести бизнес на юрлицо, которое ранее выездным туризмом не занималось вовсе. В этом случае выплата в первый, резервный фонд составит лишь 100 тыс. руб., в фонд персональной ответственности - те же 100 тыс. руб., фингарантия - те же 50 млн руб. Впрочем, такой подход выгоден лишь для крупных туроператоров.

В качестве примера РБК действительно приводит заявленные обороты ряда крупнейших туроператоров. Наибольшую наглядность демонстрируют два крупных туроператора с турецкими корнями: «Корал» и «Пегас». Так, турецкий холдинг OTI, представленный в России такими брендами как Coral Travel, Sunmar и A Class, суммарно по всем этим компаниям отчитался о турпотоке чуть больше 35 тысяч человек! У «Пегас Туристик» немного другая тактика: для зарубежных направлений компания создала 16 юрлиц. Причём 15 из них отчитались лишь о трех-семи обслуженных клиентах в 2016 году, и лишь московское ООО «Пегас Туристик» уведомило Ростуризм о 52.4 тыс. туристов.

Впрочем, на такие меры туроператоры идут не от хорошей жизни: при доходности максимум в 2-3% от оборота положенные по закону платежи в фонды Турпомощи сделали бы туроператорский бизнес вообще бессмысленным. «Резервный фонд Турпомощи, фонд персональной ответственности, плюс ещё и фингарантии – всё вместе это непомерные поборы для турбизнеса, который вынужден прибегать к различным уловкам, чтобы не разориться. То, что эта тема поднята – хорошо, но в её контексте говорить нужно не о том, что туроператоры мошенники, а о том, что требования закона выполнить невозможно. Даже если на туристическом рынке ситуация улучшится, требования закона останутся невыполнимыми, ибо в таком случае туроператорам придётся класть денег в фонды ещё больше», - пояснила в четверг во время пресс-конференции Ирина Тюрина, пресс-секретарь РСТ.

Напомним, что согласно оценкам экспертов, реальная защищенность туристов, ради которой затевалось прошлогоднее «редактирование» профильного закона, в денежном выражении упала примерно в 3 раза! Так, ранее мелкий туроператор имел минимальные фингарантии на сумму в 30 млн рублей, а также был участником фонда «Турпомощи» по экстренной эвакуации туристов. Фонд экстренной эвакуации никуда не делся (хотя был переименован в резервный фонд), т.к. он доказал свою состоятельность в 2014 году. Однако размер фингараний теперь уменьшен до 10 млн, хотя к нему добавлена защита через фонд персональной ответственности (выполняет почти те же функции, что и фингарании) – приблизительно на сумму 400 тысяч рублей или даже меньше, зависит от декларируемого туроператором оборота. Причём если туроператор внесет все 7% от оборота, т.е. 2.8 млн, то финагарантии ему получать будет вообще не надо. В итоге получаем, что размер денежной защиты туристов упал с 30 млн до 10 млн 400 тысяч рублей, т.е. почти в 3 раза, а при полном наполнении персонального фонда – уменьшился до размеров в 2.8 млн, т.е. почти в 10 раз. При этом теоретически фингарантии частично защищают туристов не только при банкротстве туроператоров, но и при невыполнении им условий договора, тогда как персональный фонд может использоваться исключительно как «завещание» - только при банкротстве компании.

В итоге эксперты уверены, что «в теории» для всех участников рынка было бы идеально, если бы размеры страхования и обеспечения туроператоров зависели бы непосредственно от их реальных продаж. «То есть цифры отчислений в фонды, размеры страхования и другие способы обеспечения ответственности были бы привязаны конкретно к каждому договору, путёвки или туристу, и дифференцировались бы в зависимости от реальных объемов обязательств, четко привязанных к реализации туроператора», - ранее пояснял корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» один из экспертов.

И если раньше страховые компании отказывались от подобного страхования каждого турпакета, то теперь, с разработкой электронной путевки, появился шанс это исправить, делая отчисления с каждого проданного тура не страховым компаниям, а в некий спецфонд. «Есть шанс, что система электронного документооборота - грядущей электронной путевки как обязательного документа, при полноценном внедрении на рынок позволит вести точный учет туроператоров и турагентов и их продаж. Когда появится этот механизм, можно будет вернуться к вопросу о привязке отчислений к конкретной реализации – чтобы от каждой электронной путевки микропроцент отчислялся бы для обеспечения ответственности туроператора. Смысл в том, чтобы это было привязано к реальному электронному документообороту», - отметил юрист.

Еще один вариант, реально защищающий туристов и турагентов, а также снимающий финансовую нагрузку с туроператоров – это введение механизма оплаты туров от турагентства к туроператору через специальный счет в банке. На этот счет турагентство перечисляет деньги, но туроператор получает их лишь спустя пару недель после возвращения туриста на родину и при отсутствии у него претензий. В случае претензий вопрос оплаты должен решать суд – сколько вернуть туристу в качестве компенсации, а сколько перечислить туроператору. Безусловно, в этом случае туроператоры лишатся бОльшей части оборотных денег, зато сойдет на нет демпинг, который возможен лишь при работе на обороте. Также станет ненужной и Турпомощь с её множеством фондов, разоряющих туроператров.

В целом очевидно, что варианты для справедливого и грамотного преобразования нынешнего Закона о туризме есть, и профессионалы при открытом его обсуждении в профильном сообществе вполне могут составить оптимальный документ. Очевидно и то, что поручать это нынешним чиновникам от туризма, провалившим всё что только можно, нельзя ни в коем случае. И тут, похоже, последнее слово будет за Виталием Мутко как за самым высокопоставленным представителем государства, курирующим туристическую отрасль.

Фото Турпром.ру

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Мнения и прогнозы»

Апрель 22, 2025 - 19:08

Дорогие друзья и коллеги! В свежем выпуске нашей рассылки будем все вместе отмечать день рождения Будды, любоваться красочным световым шоу, посетим корейский павильон на World Expo 2025, прокатимся на скоростном поезде по новым маршрутам

 

Апрель 19, 2025 - 23:35

Санкт-Петербургский городской суд отказал жителям Василеостровского района в исковом заявлении об отмене платных парковок на территории района, следует из материалов суда.

 

Апрель 19, 2025 - 09:53

В России продолжается активное развитие сферы туризма. Правительство создает все больше условий для комфортного и безопасного отдыха. 

 

Апрель 18, 2025 - 13:16

14% работающих планируют присоединять к праздничным и выходным дням отгулы или отпуск.