Торговцы и ремесленники курортов Сиде и Аланьи обратились к властям страны с просьбой пересмотреть стандарты All Inclusive и определить районы, где работа отелей в таком формате не будет наносить вред другому бизнесу. Однако эксперты говорят, что дело не во «все включено». А в ценах на туры.
Продолжающееся снижение расходов иностранных туристов в Турции вновь оживили дискуссию о «вредности» для туристического сектора страны системы «все включено». Самые ярые противники All Inclusive предлагают запретить этот формат в центре курортов. Почему?
Турецкий статистический институт (TSI) обнародовал данные о расходах иностранных туристов в первом полугодии 2019 года. Как оказалось, зарубежные гости больше не покупают ковры и дорогие украшения. На эти цели было потрачено всего 52 млн долларов. Охотнее всего интуристы тратят деньги на покупки одежды и обуви. Суммарно на эти цели было потрачено 1,5 млрд долларов.
По информации TSI, на заре становления массового туризма пропорции расходов туристов были иными: в 2002 году туристы потратили на ковры и другие дорогие изделия ручной работы 1,127 млрд долларов, в то время как совокупные расходы на одежду и обувь составили 302,6 млн долларов.
Местные эксперты обращают внимание на тревожную тенденцию. По мере роста въездного потока средние расходы зарубежных путешественников в Турции сокращаются. Так, в 2003 году турист тратил в среднем 850 долларов, в 2015 году – 756 долларов, в 2016 году – 705 долларов, в 2017 году – 681 долларов. В 2018 году расходы снизились до 647 долларов. Таким образом, по сравнению с 2003 годом траты иностранцев упали примерно на 24%. В 2019 году это падение будет еще более заметным: по итогам второго квартала 2019 года средние траты туриста составили 624 доллара.
Как считают представители турецкой торговли, All Inclusive «убивает» их бизнес. По мнению торговцев, стандарты этого формата нужно пересмотреть, чтобы у торговли и отеля была «честная конкуренция» за расходы туриста. Сегодня, как считают в Торгово-промышленной палаты Манавгата (Сиде), система «все включено» вредит туризму и бизнесу Турции: турист сидит в отеле, не путешествует по стране, не тратит деньги на гастрономию и покупки за пределами отеля.
ТПП Манавгата обратилась с письмом в Минтуризма и культуры Турции с просьбой пересмотреть стандарты All Inclusive и определить районы, где работа отелей в таком формате не будет наносить вред другому бизнесу. В письме, что характерно, идет апелляция к тому факту, что Турция взяла курс на качественного туриста, способного потратить не менее 1000 долларов за визит.
Об этом же говорят и ремесленники Аланьи. Президент местной Палаты торговцев и ремесленников Нури Демир заявил, что лавочники Аланьи потеряли надежду на заработки в этом сезоне. По его словам, в то время как «отели полны, магазины стоят пустыми». При этом многие торговцы, чтобы открыть магазин к сезону, брали на эти цели кредит. Но эти заемные средства отдавать не с чего: дохода у предпринимателей нет. Как подчеркнул Нури Демир, «ремесленники плачут кровавыми слезами», поскольку арендная плата и налоги высоки, а бизнеса нет, так как нет клиентов – туристов. По его словам, по сравнению с 2018 годом расходы сектора торговли выросли на 20%.
Торговцы Аланьи ставят вопрос еще более кардинально: не просто «определить районы», а запретить отелям в центре города работать в формате «все включено». «В противном случае не представляется возможным решить проблемы ремесленников», – заявил Нури Демир.
Напомним, дискуссия о том, быть или не быть All Inclusive на турецких курортах, возникает не первый раз. Разумеется, ни о каком «запрете» или «отказе» от «все включено» речь не идет – в Турции понимают, что курицу, несущую золотые яйца, резать нельзя ни при каких условиях – неудивительно, что государство показательно не вмешивается в публичные обсуждения этой темы. Тем не менее, для турецкого общества и СМИ эта тема вполне насущна и злободневна.
Накал дискуссии – довольно сильный. В этом году один из отельеров уже ответил на критику системы «все включено» аргументом, что туристам «нечего смотреть на улице», так как условия и сервис, которые предлагают уличные торговцы, значительно хуже тех, что турист получает в отеле. Однако это, скорее, эмоциональная реакция. У ситуации есть вполне реальные экономические причины.
Как считают представители турецких принимающих компаний, туристы, в первую очередь, россияне, стали меньше тратить по нескольким причинам. Первая касается всех иностранцев – направление возвратное, то есть многие отдыхают в Турции не в первый раз, так что экскурсии и местный шоппинг им уже «приелись» (поэтому и тех же ковров уже никто не покупает).
Второе – и это касается прежде всего россиян – то есть каждого второго туриста в Анталье – это повышение стоимости отдыха в Турции. В этом году цены в турецких отелях выросли на российском рынке на 20-30%.
«Туристы в этом сезоне есть, и много, но денег «в городе» и на экскурсии они не тратят. 90% своих средств на отпуск они потратили на отель. Отели в этом году слишком дорогие. Если наши гости и не отказываются от отдыха в Турции, то они точно не готовы тратить в отпуске больше», – отметил представитель принимающей компании.
По словам представителя турецкой DMC-компании, об этом говорят конкретные цифры. Так, продажи экскурсий у многих принимающих компаний уже упали на 30%. Более того, несмотря на рост въездного потока, спад наблюдается даже в магазинах duty free в аэропорту Антальи. Сегодня среднедневной оборот продаж косметики и парфюмерии там составляет всего 7-9 тыс. долларов, что в три раза меньше, чем в прошлом году.
Фото: Вестник АТОР