Праздничные программы на Масленицу собирают миллионы туристов в Москве и тысячи в других городах России – такую статистику, сформированную согласно данным прошлого сезона, представил ТурСтат.
Например, по этой статистике в Москве «масленичные мероприятия» посетило до 4.5 млн туристов; в Ярославле - 350 тыс., во Владимире – 85 тыс. человек и т.д. Однако туроператоры подчеркивают, что приведенная статистика не отделяет туристов от местных жителей, и в реальности этот древний праздник до сих пор не стал важным пунктом в календаре отечественных туристов: спрос на Масленичные туристические программы есть, но по большей части далеко не ажиотажный. Спросу мешают, во-первых, недешевые цены, а во-вторых, отсутствие дополнительных нерабочих дней. Так, в этом году масленичная неделя, которая приходится на 11-18 февраля, оказалась «в конкурентах» у праздников 23 февраля и 8 марта, на которые туристы охотней отправляются в поездки, так как это длинные выходные.
Итак, по данным ТурСтата, более 1 миллиона туристов путешествует на Масленицу. В первой тройке топ-10 регионов России, популярных у туристов на Масленицу – Ярославская область, Московская область и Владимирская область. Далее следует Нижегородская область, Вологодская область, Псковскаяо бласть, Алтайский край, Костромская область, Республика Карелия и Новгородская область.
Напомним, что официально Главная Масленица России «прописана» в Ярославле. По данным ТурСтата в этом городе Масленицу в 2017 году посетило 350 тысяч человек, включая 15 тысяч, остановившихся в отелях. Как видно даже из этой информации, число «чистых» туристов значительно меньше общего числа посетителей. Это подтверждают и туроператоры. «Действительно, Москва, Московская область, Ярославль, Владимир и Владимирская область традиционно являются лидерами спроса туров на Масленицу. Эти города уделяют очень большое внимание событийному туризму и проводят очень много действительно интересных праздничных мероприятий. Но говорить об увеличивающимся спросе не приходится. Количество организованных групп становится даже меньше, хотя стоимость тура на праздники - ниже. Большие статистические цифры, показывающие высокую посещаемость мероприятий, в большей части складываются из количества местных жителей», - оценила Ирина Глазкова, исполнительный директор туроператора «Роза Ветров». По словам эксперта, сама по себе тенденция роста общего числа посетителей неплоха и свидетельствует о положительной динамике развития событийного туризма как такового, в том числе и в малых городах. «Сейчас идет формирование индустрии событийного туризма, которая в свою очередь может стать драйвером развития регионов», - отметила эксперт.
При этом реальный турпоток очень сильно «оттягивают» идущие практически вслед длинные выходные. «Масленица не является официальным государственным праздником, поэтому спрос на отдых в этот период меньше, чем на 23 февраля и 8 марта, но выше чем в обычные выходные дни», - отметили в пресс-службе туроператора «Алеан». По оценке экспертов, особенным спросом на Масленицу пользуются отели и загородные дома Подмосковья. Уже сейчас во многих объектах на масленичные выходные нет свободных мест. Далее следуют города, входящие в Золотое кольцо России: Владимир, Ярославль, Коломна, Углич, а также экскурсионные туры в Санкт-Петербург, Москву, Казань. «У нас пока 23 февраля серьезно «побеждает» Масленицу, по сравнению с заездами на 22-23.02 масленичные программы выглядят довольно бледно», - рассказал Сергей Ромашкин, гендиректор туроператора Дельфин. По его оценке, такая статистика отмечается уже не первый год. «Туроператоры не отказались бы, чтобы турист мог отдыхать и на Масленицу, и на 23 февраля, и на 8 марта, но мы понимаем, что у большинства россиян просто нет такой финансовой возможности. А отдых на длинные выходные больше востребован, вот и побеждают праздники с красным днём в календаре», - отметил эксперт.
При этом, по словам игроков туррынка, финансовые вопросы влияют и на распределение имеющегося спроса на масленичные туры: «В целом по Масленице ситуация неплоха, многие туры проданы на 2/3. Так как до Масленицы еще есть время – это хороший показатель», - оценила Ирина Астахова, глава отдела России туроператора «Ванд». Однако показательны детали. «Однодневные туры на Масленицу продаются хуже, в основном из-за высоких цен партнеров – от 2’600 до 3’500 рублей. В итоге съездить семьей в такой тур обходится от 10 тыс. и выше, что не каждый турист может позволить для однодневной поездки. В основном подорожало экскурсионное обслуживание и анимация», - рассказала Ирина Астахова. По словам собеседника, на многодневных турах ситуация лучше, но и здесь финансовый вопрос играет основную роль. «По двухдневным турам тяжело продаётся Кострома, «проваливается» Суздаль, который существенно дороже остальных направлений. И это уже тенденция, на наш взгляд не слишком позитивная для направления. Зато хорошо продаётся маршрут Углич+Мышкин+Мартыново, Коломна, отрекламированная недавним визитом президента. Т.е. наибольшим спросом пользуются в целом доступные, уютные и понятные туристу направления», - резюмировала Ирина Астахова.
Фото: Ирина Штольба/ РГ