У многих в памяти тут же всплывает портрет Мейерхольда, вынесенный на обложку каталога. Это больше, чем изображение конкретного человека, скорее образ-метафора. Словом, Григорьев – художник известный, узнаваемый. Тем не менее выставка в Русском музее для публики – открытие. Так распорядилась судьба, выпавшая на долю Григорьева. В России ему довелось работать только десять лет. Следующие два десятилетия он жил за рубежом; в Берлине, Париже, США, Чили. Эти годы для Григорьева были отмечены успехом. Как следствие, работы рассеялись по миру. То, что осталось на родине художника-иммигранта, изымалось из музейных экспозиций, альбом с репродукциями картин был отправлен в спецхран. Русский музей взял на себя труд насколько возможно восстановить справедливость. Как рассказывает заместитель директора музея Евгения Петрова, сделать это было непросто. Больше года ушло на поиск работ у нас в стране и за рубежом. Григорьев имел славу крупнейшего художника русского зарубежья, к нему привлечено внимание коллекционеров. Его работы дорого продаются на аукционах, «кочуют» из рук в руки. Не все удалось отыскать. К примеру, одна из центральных вещей – картина «Персонажи комедии Гоголя «Ревизор» четыре года назад на аукционе Sotheby,s была продана российскому коллекционеру. С тех пор ее местонахождение неизвестно. Не удалось получить из Пражской национальной галереи картину «Лики мира». В последний момент были выставлены финансовые условия, которые музей не смог осилить. Всего в залах Корпуса Бенуа более полутора сотен произведений Григорьева от самых ранних рисунков до автопортрета, созданного незадолго до смерти. Это живопись, рисунки, акварели, гуаши, собранные из отечественных музеев, зарубежных и российских частных коллекций. Двенадцать музеев и шестнадцать частных коллекционеров объединились для того, чтобы воссоздать хронологию творчества художника, в отрыве от России развивавшего традиции Серебряного века и отечественной культуры. Очевидно, что главной темой для Григорьева была родина. На выставке есть первые рисунки русской деревни. В 1917 году на выставке «Мир искусства» он показал цикл «Рассея». Можно увидеть самые значительные работы цикла – «Старуха молочница», «Хутор», «Олонецкий дед» и другие. В России Григорьев прославился как блестящий портретист. Неудивительно, что в состав выставки вошла галерея портретов: Мейерхольд, Шаляпин, Горький, Рерих. Много рисунков, в их числе посвященные парижской жизни – «Русские в Париже», «Гарсоны», «У стойки бара». В экспозицию вошли декорации и костюмы к неосуществленной постановке оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Созданную в Париже картину «Лики России» Григорьев считал самой значительной своей работой. Сын художника хотел, чтобы полотно оказалось на родине отца. Для выставки в обмен на другие произведения ее предоставил Константиновский дворец, где она экспонируется в коллекции Ростроповича – Вишневской. То, что не удалось получить, музей дополнил мультимедийным сопровождением. На экране возникают «Персонажи комедии Гоголя «Ревизор» и «Лики мира», масштабный проект, посвященный Григорьевым Лиге Наций.