Проведенный недавно RATA-news опрос туроператоров показал, что участники рынка опасаются новых банкротств, причем необязательно небольших компаний. Главная причина такого прогноза – в продолжающемся демпинге. По словам генерального директора турагентства «Магазин путешествий» Александра Преображенского, «туроператоры сами загнали себя в угол». «Давать такое количество спецпредложений могут себе позволить развитые страны с устойчивой структурой турбизнеса. У нас же туроператоры за столько лет так и не научились договариваться, объединяться, функционируют каждый автономно и жестко конкурируют друг с другом. В итоге они истощили себя в бесплодных дисконтных войнах. Бизнес большинства компаний на 90% убыточен», – пояснил г-н Преображенский.
Генеральный директор компании «АРТ-тур» Дмитрий Арутюнов также уверен, что демпинг чреват не только финансовыми потерями для туроператоров. «Истории, подобные «Капитал туру», пока носят эпизодический характер, но будут повторяться», – сказал он RATA-news. С «Капиталом», по его словам, все прошло слишком быстро и гладко, без серьезных последствий для рынка. «Ну сделали пару телепередач, написали пару статей – и все смолкло. Ни агентам, ни туристам, ни, тем более, зарубежным партнерам не вернули деньги. Можно начинать новое дело. Такая безнаказанность очень опасна и, главное, заразительна».
Как сказал председатель совета директоров компании «Асент Трэвел» Борис Бурыкин, кризис 2008 года заставил туроператоров умерить амбиции, в итоге 2009 год прошел для большинства успешно, но уже в 2010-м аппетиты ведущих игроков снова стали нарастать – в компаниях начали думать о выходе на новые рынки, наращивании объемов, что в полной мере реализовалось уже в 2011 году. «Нынешний год получился тяжелым для очень многих компаний. Мы видели банкротства небольших фирм, в частности, «Лужники Трэвел». И нам предстоит их увидеть еще, причем, не обязательно мелких, – год пока не кончился» – заметил г-н Бурыкин.
По мнению генерального директора компании «Ванд Интернэшнл тур» Татьяны Ванд, из-за демпинга туроператоры к концу сезона оказываются должны и авиакомпаниям, и зарубежным партнерам, и, зачастую, банкам, но продолжают из года в год играть в ценовые игры. «Судя по мелькавшим в прессе фактам, получается, что «Капитал Тур» рухнул, в общем-то, случайно – из-за того, что в банке поменялось руководство и обнаружило финансовую «дыру». Прежнее начальство, видимо, было готово и дальше терпеть долги компании. Боюсь, что в аналогичной ситуации находится весь крупный туроператорский бизнес в России», – сказала г-жа Ванд.
Однако, по словам Александра Преображенского, далеко не все проблемы туроператорского бизнеса объясняется лишь экономической составляющей. «Отрасль постарела физически. Многие руководители компаний сильно устали, притока молодых сил в бизнес нет. Беда еще в том, что у нас владельцы до сих пор остаются и топ-менеджерами своих компаний, а это часто не дает возможности сочетать тактику со стратегией. Все живут сегодняшним днем, большая часть хотела бы продать свой бизнес», – сказал он.
В любом случае, в агентствах сейчас довольно сильны тревожные ожидания. «Парадокс ситуации в том, что если в прошлом году на рынке был очевидный аутсайдер – «Капитал Тур», действия которого вызывали обоснованные опасения у многих, то сейчас «под подозрение» попадают компании едва ли не всей первой десятки лидеров, за исключением, может быть, одной-двух. Причем, меньше опасений вызывают так называемые «турецкие» компании, а больше всего – российские, уже давно существующие на рынке», – говорит г-н Преображенский. С другой стороны, как заметил эксперт, особого выбора у агентств нет – «у рынка нет для них других операторов», так что, несмотря на сомнения, приходится работать со всеми. «Выход, на мой взгляд, во внимательном мониторинге рынка. Когда я вижу, что какая-то компания дает агентствам комиссию 16%, у меня это вызывает тревогу. Такие высокие комиссионные – это «уши» тяжелого финансового состояния компании, которое она даже не пытается скрыть», – пояснил Александр Преображенский.