Команда лаборатории прикладного анализа больших данных Томского государственного университета (ТГУ) при поддержке Росаккредитации исследовала, что пишут о халяльном туризме в российском сегменте интернета.
Для этого учёные с помощью искусственного интеллекта проанализировали более 19 тысяч сообщений, опубликованных с 2014 по 2024 годы на 527 площадках - в онлайн-СМИ, социальных сетях, блогах и микроблогах, на отраслевых форумах, сайтах-отзовиках и в других источниках.
Исследование «Представленность халяльного туризма в российском информационном пространстве» ученые ТГУ провели в мае 2024 года.
О чем пишут россияне
По темам исследованные сообщения делятся следующим образом: тенденции и события в теме халяльного туризма – 44%, предложения туров и путевок – 24%, халяль-инфраструктура (отели и рестораны) – 20%, мероприятия для сотрудничества в сфере халяль-туризма – 9%, халяль-продукция – 3%.
Самый популярный контекст сообщений о туризме – это халяльная еда (28%), так как в обсуждениях туров упор зачастую делается именно на питание по стандартам халяль. На втором месте в контексте сообщений стоит архитектура принимающей страны (24%), далее идут экономика (16%) и политика (6%).
«Выяснилось, что российские пользователи соцсетей, журналисты и блогеры не пишут о халяль-туризме в России несмотря на то, что в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Сочи есть отели, которые считаются «халяль-френдли». Их сообщения посвящены турам и халяль-отелям в Турции (72% от всех сообщений), на Мальдивах (14%), ОАЭ и Таиланде (по 5%), Грузии и Индонезии (по 2%)», – рассказывает руководитель аналитической группы лаборатории Юлия Александрова.
Как россияне оценивают халяль-отели
На первом месте в списке важных пунктов для туристических оценок – интернет (27% от общего количества сообщений с оценками). Чаще всего его описывают словами «бесплатный», «быстрый», «стабильный».
Затем пользователи оценивают, собственно, сами отели – 18% сообщений, из них 99% – позитивные. Структуры для туристов описывают следующими словами: «идеальный отель для мусульман и подобающего отдыха», «новый», «роскошный», «комфортный», «недорогой», «уютный».
Около 12% оценивающих сообщений посвящены стоимости туров (из них 97% – положительные), 11% – еде и напиткам (96% положительных отзывов). Для описания халяльного питания россияне используют слова «отличный», «вкусный», «богатый», «разнообразный», а также слова и фразы, подчеркивающие религиозные нормы, – «соответствие стандарту», «правильный».
Далее в списке туристических оценок идут атмосфера и общие впечатления (9% упоминаний), затем – обслуживание клиентов (6%). В части сервиса и отношения к клиентам около 8% оценок являются негативными. Среди них, например, такой отзыв: «Производитель допустил грубую языковую ошибку, это первый симптом, на который мы должны обращать внимание, желая узнать, халяль или не халяль».
Также российские пользователи интернета пишут об инфраструктуре отеля (5% от общего числа туристических оценок), проблемах и решениях (5%), персонале (2%), расположении отеля (1%), бонусах и сборах (1%), сайтах и приложениях (1%), продуктах и услугах (0,5%), трансфере (0,3%), рекламе (0,2%).
Где и когда пишут о туризме по традициям ислама
Чаще всего о халяль-туризме пишут пользователи соцсетей – 63% от всех изученных сообщений. Наиболее активны пользователи «ВКонтакте» (71% от общего числа сообщений в соцсетях).
Пики упоминаемости туризма по стандартам Халяль приходятся на 2016 год, когда он достиг 12% от всей мировой туристической отрасли, а также на 2023 год, когда в России активно обсуждали введение специальной оценки местных отелей на соответствие принципам Халяля для привлечения в РФ туристов из мусульманских стран.
Ранее в мае Росаккредитация сообщила, что утверждение национальных стандартов в сфере предоставления туристических Халяль-услуг планируется до конца 2024 года, а полный запуск схемы аккредитации – в сентябре 2025 года. «Это позволит повысить доверие со стороны потребителей к результатам оценки соответствия халяльных услуг установленным требованиям, что в свою очередь увеличит показатели как въездного, так и внутреннего туризма», – отметил заместитель руководителя службы Александр Соловьев.
Что ищут в сети со словом «халяль»
Также команда лаборатории прикладного анализа больших данных ТГУ проанализировала поисковые запросы со словом «халяль» за последние 6 лет (с 2018 по 2024 году).
Статистика «Яндекс.Вордстат» указывает на то, что наиболее популярным является поисковый запрос «халяль кафе».
«Интерес к халяль-заведениям, в частности халяль-кафе и халяль-ресторанам, начинает возрастать с 2020 года, что видно по запросам. Этот год принёс свои плоды для российской халяльной отрасли: как сообщали федеральные СМИ, Республика Татарстан в 2020-м увеличила экспорт халяль-продукции до 6,5 миллиона долларов, это рост в 2,6 раза. Пик запросов со словом «халяль» приходится на 2023 год, что вызвано обсуждением сертификации услуг Халяль», – комментирует аналитик лаборатории Полина Басина.
«Халяль» переводится как «разрешённый». Этот термин используют ко всем сферам жизни мусульман. Халяльный туризм предполагает особую инфраструктуру, питание, специально обученный персонал и так далее. Например, в халяльном отеле не должно быть картин с изображениями животных, мини-бара с алкоголем, запрещенных блюд в меню ресторана, но необходимы издания Корана, молельные комнаты, коврики для намаза, указатели направления на святыню Кааба в Мекке, раздельные для мужчин и женщин бассейны, спортзалы и СПА.
По данным Росаккредитации, в России насчитывается 20 тысяч гостиниц. Как показал анализ, только 13 из них заявляют о своем соответствии требованиям Халяль, в том числе 6 в Москве, по 3 в Санкт-Петербурге и Казани и одна в Сочи. Оценку на соответствие Халяль данные объекты могли пройти в российских добровольных системах сертификации или в зарубежных органах.
Также сообщалось, что в России для развития халяльного туризма с мая этого года вводят сертификацию туристических услуг по стандарту Muslim Friendly. Он представляет собой систему лояльности к организациям, создающим на своих площадках благоприятные условия для пребывания мусульман и готовым внедрять стандарты Халяль. Система Muslim Friendly используется более чем в 30 странах.
В этом году в России планируется выдать 100 первых сертификатов Muslim Friendly ресторанам, отелям, конгрессно-выставочным и другим объектам за «благопристойный аудио-визуальный контент», создание условий для намаза и омовения, возможность носить хиджаб для персонала и другие демонстрации межконфессионального взаимоуважения. На маркетплейсах, туристических интеграторах и в поисковых системах обладателей сертификатов отметят знаком Muslim Friendly. При этом компании не обязательно становиться полностью халяльной, чтобы получить знак Muslim Friendly.