Улыбайтесь, вы на работе! Сфера гостеприимства Санкт-Петербурга активно набирает кадры

Статистика говорит, что в целом по стране в прошлом году только в сфере гостинично-ресторанного бизнеса работодатели опубликовали более 217 тыс. вакансий, из которых около 15% пришлось на Северо-Запад (11% на Петербург, остальные 4% – на регионы СЗФО).

В 2021-м, по мнению Марии Бузуновой, представителя «HeadHunter Северо-Запад», система гостеприимства активно готовится к высокому туристическому сезону и продолжает нанимать персонал. «В январе-феврале профильных вакансий опубликовано на 64% больше, чем за тот же период 2020-го, а прирост их числа в марте к уровню февраля составил 24%», – отмечает эксперт.

Однако в разных профессиональных нишах спрос на персонал значительно отличается. И если в одних направлениях (отели, рестораны, развлечения) явно заметен рост, то «чистый» туризм пока не готов к приему новых кадров. 

Так, потребность в специалистах по продаже туристических услуг, гидах и т. д. сохраняется на уровне прошлого года. И это объяснимо: гиды-переводчики, к примеру, уже полтора года не у дел, поскольку въезд в Россию для иностранцев закрыт. «Раньше лета нам ждать нечего, а сезон 2021 года все еще под вопросом», – считает председатель правления Содружества профессиональных гидов-переводчиков и экскурсоводов Санкт-Петербурга Светлана Селищева. Да и в целом ситуация пока не способствует росту численности персонала сферы туризма – она слишком неопределенна для того, чтобы его набирать.

А вот в общепите и отельной сфере дела идут лучше. По данным профильного сервиса, в первые месяцы нынешнего года объявлений о вакансиях поваров, к примеру, опубликовано вдвое больше, чем за аналогичный период 2020-го. И хотя средняя зарплата для них не очень велика (42 тыс. рублей), имеется в наличии несколько сотен вариантов трудоустройства с уровнем оплаты труда более 70 тысяч. Работодатели, как правило, ищут опытных специалистов, предлагая им полную занятость: только в 16% подобных вакансий указаны сменный и гибкий графики труда. На втором месте по числу вакансий в настоящее время – места для официантов и барменов – каждая пятая в гостинично-ресторанном бизнесе (HoReCa) в Петербурге. Средняя зарплата им предлагается несколько ниже (40 тыс. рублей), однако и здесь имеется в наличии более двухсот вакансий с зарплатой выше 85 тысяч.

Что касается активности соискателей, то она бьет через край. В Северной столице наряду с другими регионами Северо-Запада число желающих работать в отрасли HoReCa с начала года приросло на треть. Причем активизировались и соискатели из других регионов России, готовые переехать в Петербург ради работы. Так, с января по март в сравнении с тем же периодом 2020 года «иногородних» резюме стало больше сразу на 18%.

Ожидания и реальность

Средняя предлагаемая в системе гостеприимства России зарплата по итогам прошлого года составила немногим более 44 тыс. рублей, а в Петербурге – 47 тысяч. При этом соискатели в среднем ожидают получать от 45 тыс. рублей.

Стоит отметить, что уровень оплаты труда в сфере гостеприимства по-прежнему остается одним из наиболее низких в российской экономике. По официальным данным, средняя зарплата в Петербурге уже превысила 70 тыс. рублей (в Москве – почти 89 тысяч), тогда как предлагаемая в сфере гостеприимства (включая туризм) как минимум на треть ниже. «По мере восстановления рынка и возобновления деятельности компаний зарплатные ожидания кандидатов начали расти, – говорит коммерческий директор профильного сервиса Владимир Корицкий. – В этой связи работодателям придется идти вслед за трендом к повышению стоимости труда».

И это уже происходит: динамика изменения уровня зарплат показывает, что по сравнению с прошлым годом работодатели сегодня повысили планку оплаты труда на 2 – 5 тыс. рублей. Вместе с тем нельзя говорить и о том, что в Петербурге нет высокооплачиваемых рабочих мест в сфере гостеприимства: сейчас в Северной столице кандидатам доступно более 1,5 тыс. вакансий с зарплатой выше 80 тыс. рублей. «Такой уровень оплаты труда предполагает наличие высокого уровня профессионализма, которого у многих желающих трудиться в этой области нет, – отмечают эксперты. – Работодатели готовы платить, но и многого требуют от специалиста».

Не разбазаривать кадры

Персональный вопрос в системе гостеприимства принципиален: от уровня подготовки кадров и качества обслуживания клиентов зависит практически все. И тут наблюдаются два подхода: одни компании, стараясь выжить, еще в начале пандемии избавились от «лишнего» персонала и теперь набирают его снова. А другие, пытаясь удержать людей, воспользовались всеми мерами поддержки занятости, которые предлагало государство.

В числе вторых в основном оказались крупные компании федерального уровня. Анна Подгорная, генеральный директор Pegas Touristik, по этому поводу сразу заявила, что «сохранить персонал во время пандемии было нашей основной задачей». «Это золотой запас, который нельзя разбазаривать, – пояснила она. – Мы воспользовались практически всеми видами помощи, включая выплаты МРОТ в течение двух месяцев». Поддерживает коллегу и заместитель генерального директора ANEX Tour Яна Муромова. «Мы также использовали предложенные государством инструменты поддержки занятости и никого не увольняли, выполнив требования по сохранению 90% коллектива», – сказала она.

Теперь настала пора набирать и новых специалистов. И Кира Песелева, директор по персоналу Radisson Hotels Group в Петербурге, раскрывает секрет востребованности в наше время. «В первую очередь сейчас нужны мультизадачные специалисты, способные выполнять разную работу, – полагает она. – «Многостаночники», которые могут трудиться по нескольким специальностям». По словам эксперта, несмотря на сложную ситуацию, такие люди на рынке труда есть, и работодатели намерены платить им сполна. «Нам нужны позитивные и готовые трудиться люди», – резюмирует Песелева.

Фото Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Другие новости по теме «Отели»

Апрель 15, 2021 - 09:38

По каким протоколам в летнем сезоне-2021 будут работать гостиницы Греции, придется ли носить маску на пляже и стоять в отельном ресторане в очереди на раздаче? Узнали подробности.

 

Апрель 13, 2021 - 09:37

«Самые дешёвые стандарт-номера расположены на втором этаже над кухней. Душно, жарко невыносимо. Кровати убогие, старые», — это отзыв туристки, отдыхавшей в прошлом году в Черноморском районе. «Для нас были шоком самостоятельный вынос мусора из номера, покупка туалетной бумаги, уборка номера ؙ— при достаточно не низкой цене за сутки номера 2300 рублей» — а это уже впечатления петербуржца от пребывания в Гурзуфе.

 

Апрель 12, 2021 - 09:15

Ростуризм предложил ввести в России обязательную классификацию гостевых домов и создать федеральный реестр таких средств размещения.

 

Апрель 11, 2021 - 01:28

Система контроля заселений Hotel Antifraud.