Корреспондент "Питер-Т" отправился в Норвегию, чтобы понаблюдать за тем, как там проходят парламентские выборы, и пришел к выводу: стабильные и политически развитые западные демократии обладают склонностью к естественной саморегуляции. Ярче всего это проявляется в случае молодых избирателей, которых агитировали не только проголосовать "как нужно", а скорее в принципе прийти на избирательные участки.
Симон Густав и Хайдер Куреши - в каком-то смысле символ мультикультурной Норвегии. "Скандинав" с соломенными волосами и веснушками и смуглый "норвежец восточного происхождения" - ещё подростки, но за пару дней перед выборами в парламент они активно участвуют в агитации за Лейбористскую партию, которая уже девять лет управляет страной в составе левоцентристской коалиции. Сегодня в составе команды волонтеров они приехали в район Осло под названием Холмлия.
Холмлия - это тоже символ мультикультурной Норвегии, во многом формировавшейся при лейбористах. В 2001 г. страну потрясло произошедшее в этом тогда бедном иммигрантском квартале убийство на почве расовой ненависти: от рук неонацистов погиб подросток Бенджамин Хермансен, чей отец был родом из Ганы. Трагедия объединила страну: только в Осло в акциях памяти и протеста приняли участие 40 тысяч человек. Сегодня Холмлия - зеленый, мультиэтничный и при этом респектабельный район, где уживаются "коренные" норвежцы и те, кто приехал сюда из других стран за лучшей долей.
Во дворах, куда приходят Симон и Хайдер, настоящая идиллия: дети без присмотра родителей катаются на велосипедах, иногда проезжает фургон с мороженым. Два подростка в красных футболках со схематичной белой розой - символом Лейбористской партии - тащат за собой тележку, нагруженную уже настоящими цветами. Задача, которую партия поставила перед собой, - за время предвыборной кампании раздать по всей Норвегии миллион роз при населении страны в пять миллионов человек.
Ребята стучатся в двери квартир, раздают их обитателям розы и призывают прийти на избирательный участок и "сделать правильный выбор". Если дома никого нет, оставляют на ручке двери открытку с изображением лидера лейбористов и пока ещё действующего премьера Йенса Столтенберга. Люди охотно принимают цветы, правда, иногда честно предупреждают молодых агитаторов - за партии из правящей коалиции голосовать не будут: они и так достаточно пробыли у власти.
"В Лейбористской партии у меня состоит брат. Когда я начал интересоваться политикой, то понял, что разделяю их убеждения, поэтому я сегодня здесь", - говорит Симон. С ним и Хайдером мы увидимся ещё раз уже в ночь подсчета голосов, когда в зале Дома профсоюзов в центре Осло лейбористам придется узнать горечь поражения. Набрав как партия наибольшее количество голосов, они в составе коалиции уступят большинство альянсу центристско-консервативных партий.
Столы для членов молодежного крыла партии будут стоять ближе всего к сцене; после прощальной речи Столтенберга юные лейбористы будут утешать друг друга, обнимаясь. Эти люди уже стали "особым поколением" в норвежской политике: их товарищей в лагере Молодежной рабочей лиги на острове Утойя расстрелял в июле 2011 года террорист Андерс Брейвик. Он, кстати, был когда-то членом Партии прогресса, ныне празднующей победу в составе "консервативной" коалиции. Но вот важная деталь: несмотря на очевидную выигрышность для оппозиции, ни одна из партий не решилась разыграть в ходе предвыборной кампании "террористическую карту" - слишком свежа эта рана для норвежцев любых убеждений. Ещё одна трагедия, объединившая страну - и изменившая её.
Ориентация на молодежь и вовлечение её в политику - пожалуй, самая главная черта прошедших парламентских выборов в Норвегии. По российским меркам, явка в целом очень высокая - свыше 75% всего населения страны. Однако около 300 тысяч человек в возрасте от 20 до 29 лет позволяют своему голосу пропасть. Для небольшого государства это очень много, согласны в оценках политики и СМИ.
"Преодолевать отчуждение молодежи от политики - задача не только партий и органов власти, но и массмедиа", - считает Ларс Рааум, руководитель департамента цифровых медиа в одной из ведущих газет Норвегии Aftenposten. Он стал куратором нацеленного на юных читателей проекта MyVoice 2013 - масштабной кампании, призванной привлечь их на избирательные участки. В проект удалось привлечь 20 газет со всей Норвегии, 12 из которых в один из дней вышли с одинаковой первой полосой, агитировавшей молодежь голосовать. На портале газеты и в связанных с ней группах в социальных сетях юноши и девушки могли постить свои личные причины для участия в выборах и тем самым вдохновлять сверстников.
В проекте не чурались и провокаций, подсмотренных, впрочем, у штаба Барака Обамы. В серии роликов на сайте Aftenposten норвежские знаменитости говорили про свой "первый раз" - имея в виду, конечно же, свое первое участие в голосовании. Газета, считающаяся одним из "столпов" качественной норвежской прессы, получила массу упреков в свой адрес - и значительный интерес "целевой аудитории" к идее.
А вот телерадиокорпорация NRK - своеобразная норвежская "Би-Би-Си" - зашла с противоположной стороны. "Я никогда не голосовал", - говорит кумир молодежи и телезвезда Лео Айкич, норвежец, родившийся в Боснии. Сделав себе имя как на комедийных шоу, так и серьезных передачах о судьбах мигрантов, он стал лицом документального сериала, в котором исследовал актуальные проблемы страны и то, как политика влияет на жизнь людей. "Я сделал свой выбор", - говорит он в конце последнего эпизода.
Для этого, кстати, действительно были созданы все условия. На сайте практически каждого электронного СМИ можно было найти так называемый "валгомат", или "выборометр" - определитель политической позиции, составленный при помощи социологов и политологов. Ответив на большое количество вопросов по основным обсуждаемым проблемам, пользователь понимал, к какой партии он ближе, и мог ориентироваться на этот результат при голосовании.
Норвежские эксперты полагают, что прошедшие выборы стали первыми, когда социальные медиа стали в стране основным инструментом политической борьбы. Во многом такие пиар-проекты, как "Такси Столтенберг" (размещенная на YouTube запись того, как премьер-министр в роли таксиста целый день катает по Осло пассажиров, слушая их жалобы и предложения), обязаны своим возникновением желанию "зацепить" именно молодежную аудиторию, крайне восприимчивую ко всему новому, необычному, выбивающемуся за рамки.
И вот ещё два факта, подтверждающих огромную значимость молодежи в глазах политических элит Норвегии. Первый - наличие "школьных выборов", своеобразной деловой игры, когда ученики старших классов "по-настоящему" голосуют за ту или иную партию. Любопытно, что результаты их активно освещаются в СМИ и даже служат в качестве своеобразного барометра (в этот раз на "школьных выборах" победила консервативная партия "Хёйре" - лидер новой правящей коалиции). И второй: для масштабных дебатов за два дня до голосования лидеры всех участвующих в гонке политических сил, включая премьер-министра, выбрали не закрытый зал заседаний или специальную телестудию, а новомодный молодежный центр на западе Осло, вход в который был бесплатным для всех желающих.
Сейчас, когда выборы прошли и явка среди различных возрастных категорий известна, норвежцы говорят о том, что, несмотря на все усилия СМИ и политических партий, кампания за голосование среди молодежи не дала желаемых результатов - их проголосовало все равно меньше, чем ожидалось. Но политическая активность юных норвежцев более чем примечательна: если в ночь подсчета голосов лейбористы искали в себе силы для дальнейшей борьбы, то юные сторонники будущего премьер-министра, лидера "Хёйре" Эрны Сульберг, стояли у здания парламента и праздновали победу, пока полиция не попросила их разойтись.
Так что нашим северным соседям не стоит огорчаться: вовлечение молодежи в политику обязательно даст эффект - рано или поздно. А на фоне бесконечной российской борьбы с политической апатией населения нам, пожалуй, есть в этом смысле чему поучиться у "лучшей страны в мире".
Автор благодарит Институт региональной прессы (Санкт-Петербург) и Центр журналистики Северных стран (Орхус, Дания) за возможность познакомиться с особенностями предвыборной кампании в парламент Норвегии.
Павел Румянцев, "Питер-Т". Фото - Марта Жегалина