Вологда и Великий Устюг стали пятым пунктом в маршруте декабрьских форумов, организованных Ростуризмом в рамках продвижения рекреационных возможностей России. Обсуждение туристических программ было построено на известных вологодских брендах – «Великий Устюг – родина Деда Мороза», «Вологодское кружево» и «Вологодское масло». На их примере участники мероприятия много говорили о том, как наличие яркого и запоминающегося бренда может стать генератором развития конкретной территории. Один из дней форума был полностью посвящен посещению резиденции Деда Мороза в Великом Устюге (фото).
В 2010 году Вотчину посетило более 200 тыс. туристов. Пиковыми датами для резиденции Деда Мороза, по-прежнему, остаются зимние каникулы – в этот период за день в гости к сказочному волшебнику приезжают до 6,5 тыс. человек. «Сейчас на новогодние каникулы в Великий Устюг прибывает порядка 30 чартерных поездов. Из-за такого наплыва посетителей образуются большие очереди, нам приходится вводить ограничения для туристов, которые самостоятельно приезжают сюда целыми семьями», – рассказал первый заместитель губернатора Вологодской области Николай Виноградов. Он уточнил, что в этом году ограничения для индивидуалов вводятся с 3 по 8 января. В этот период им рекомендовано воздержаться от поездок в Великий Устюг либо присоединится к организованным группам.
При этом, по словам Николая Виноградова, в остальные месяцы терем Деда Мороза стоит полупустой. Например, в апреле Вотчину посетило 35 человек. Местные власти всерьез задумываются, как превратить новогоднего персонажа в кругогодичный туристический объект. К концу году планируется завершить проект по созданию так называемого контактного зоопарка, где дети смогут потрогать и покормить животных. Также принято решение о закладке нового дворца для Деда Мороза. Проект подержан министерством культуры РФ, строительство планируется включить в ФЦП «Культура России».
За 15 лет существования вотчины (фото) в нее вложено порядка 2 млрд. рублей, из которых 30% – частные средства. Как рассказал г-н Виноградов, когда проект только создавался, в городе работала одна гостиница, не было кафе и ресторанов. А сейчас в Великом Устюге 20 гостиниц на 2,5 тысячи мест, большой выбор предприятий общественного питания, сувенирные магазины».
Николай Виноградов также сообщил, что для увеличения турпотока в Великий Устюг есть планы по удлинению взлетно-посадочный полосы местного аэропорта. Сегодня садиться здесь могут только самолеты типа Як-40, рассчитанные на 25-30 пассажиров. Для того чтобы аэропорт принимал среднемагистральные самолеты, взлетно-посадочную полосу необходимо удлинить на 1 км. В будущем есть планы сделать аэропорт международным. Однако, как сообщил в разговоре с корреспондентом RATA-news представитель устюжской администрации, денег на реализацию этого проекта в местной казне сейчас нет, как нет пока и особенной заинтересованности со стороны инвесторов. Ранее проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза», поддерживали московские власти, они же вкладывали в его развитие существенные средства.
Вместе с тем, компании «Северсталь» и «Вологодское авиационное предприятие» готовы формировать чартерные авиарейсы в Великий Устюг. Об этом агентству «СеверИнформ» сообщил начальник Управления туризма Департамента международных, межрегиональных связей и туризма Вологодской области Владимир Осиповский. Сейчас воздушные суда, имеющиеся в наличии у авиапредприятий области, могут перевозить 30-50 человек. Но при дальнейшей модернизации аэропорт сможет принимать самолеты, которые позволят перевозить 100 и более пассажиров».
По мнению экспертов, именно транспортная составляющая является одним из основных факторов, влияющих на турпоток в Великий Устюг. Резиденция Деда Мороза находится в 450 км к северо-востоку от Вологды, от Москвы это расстояние составляет почти 1 тыс. км. Столь длительный переезд значительно увеличивает стоимость поездки. Так, двухдневная путевка с посещением вотчины в среднем обходится в 16 тысяч рублей на человека.
Любопытно, что на этом фоне есть высказывания в пользу того, чтобы перенести резиденцию Деда Морозе еще дальше на север. Директор архангельского Научно-образовательного центра «Поморский институт коренных и малочисленных народов Севера» Северного Арктического федерального университета Иван Мосеев считает, что для жителей Мурманской, Архангельской областей, Коми и Карелии, место жительства самого морозного персонажа – Великий Устюг – оказалось далеко на юге. По мнению г-на Мосеева, дом Деда Мороза логично разместить в Русской Арктике, на Земле Франца-Иосифа – он может стать новым туристическим объектом для арктических туристов.
Генеральный директор компании «Роза ветров» Сергей Зенкин, в свою очередь, считает, что залогом успешного существования туристического объекта является его транспортная доступность. «Логичнее продвигать объекты, расположенные на расстоянии, которое можно преодолеть на автобусе, чтобы возможность посетить Деда Мороза имело как можно больше детей», – отмечает эксперт.