Подготовку к зимней навигации этого года российские порты Финского залива начали еще в плюсовую температуру: этой зимой в акватории залива будут работать один атомный ледокол и шесть дизельных, будет действовать единый ситуационный центр, а система заявок на ледовую проводку станет полностью электронной. По мнению перевозчиков, им будет спокойнее работать, а по мнению аналитиков, перегон атомного ледокола из Мурманска экономически более оправдан, если дополнительно его отремонтируют. Пять дизельных судов уже находятся в порту Петербурга, а договор о фрахте атомного ледокола с Росатомфлотом уже подписан. Об этом вчера рассказал Виктор Олерский, заместитель министра транспорта РФ. По словам господина Олерского, сделано это было во избежание повторения прошлогодней сложной ситуации в Финском заливе, когда для спасения застрявших во льдах судов пришлось оперативно фрахтовать атомный ледокол "Вайгач". "Если зима будет теплой и потребность в ледоколах будет меньше, мы лучше не выведем дизельный ледокол, но будем спокойны за то, что атомный ледокол уже у нас", — пояснил замминистра.
Андрей Лаврищев, гендиректор ФГУП "Росморпорт", сообщил, что атомный ледокол "50 лет Победы" выйдет из Мурманска в Петербург 23 января. Время в пути составит семь суток. Срок фрахта составляет 100 суток, и этого, по мнению чиновников, хватит до конца зимней навигации. Стоимость аренды судна для администрации порта Петербурга превышает 300 млн рублей.
В этом году во все российские порты Финского залива (Большой порт Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, Высоцк, Выборг) смогут заходить атомные ледоколы. В прошлом году это был только петербургский порт.
Петр Паринов, капитан Большого порта Санкт-Петербург, заметил, что по прогнозам, нынешняя зима будет мягче предыдущей. "Но для того, чтобы построить единую систему управления ледовыми операциями в Финском заливе, мы создали единый ситуационный центр. Помимо этого, ежедневно будут проводиться заседания штаба ледовых операций", — пообещал капитан. По его словам, дополнительные требования появились и к техническому оснащению судов, и к экипажам ледоколов. Всего, по словам господина Паринова, на программу подготовки к навигации в этом году администрацией порта потрачено примерно 10 млн рублей.
По словам чиновников, в этом году все заявки на формирование каравана судов для ледовой проводки будут приниматься только в электронном виде. По словам Виктора Олерского, эта мера позволит минимизировать субъективность при формировании каравана. Замминистра считает, что теперь это будет происходить только исходя из прописанных в законодательстве категорий судов (пассажирское судно, к примеру, имеет приоритет перед грузовым, а наполненное скоропортящимися продуктами — перед ро-ро судном. — "Ъ"). "Были случаи, когда мне звонили и просили поставить судно в караван без очереди. Сегодня у меня есть аргументы отказать", — поделился господин Олерский. По его словам, вмешательство человека в электронную систему минимально, но в каких-либо экстренных случаях диспетчер сможет внести свои поправки.
Говоря о потерях прошлого года, Виктор Олерский привел в пример "Северо-Западное пароходство", которое потеряло из-за простоя судов $14 млн выручки. Оценить общие потери судовладельцев бассейна Финского залива господин Олерский затруднился.
Вилфрид Андерсен, глава представительства Finnlines, считает действия администрации порта правильными. "Чувствуется, что они хотят подстраховаться после сложной прошлой зимы. У наших судов самый высокий ледовый класс, но нам спокойнее от того, что точно будут ледоколы, которые работают по расписанию", — говорит Вилфрид Андерсен. По его оценке, семи ледоколов для российских портов Финского залива вполне достаточно.
Алексей Безбородов, генеральный директор исследовательского агентства Infranews, называет риск администрации Петербурга "благородным", но считает, что две зимы подряд не могут быть суровыми. "Из почти 90 млрд рублей портовых сборов, которые генерируют российские порты Финского залива, потратить 300 млн на ледокол — это немного", — говорит он. По оценке господина Безбородова, фактически финансовых потерь ледовая обстановка прошлого года не принесла никому. "Все вынужденные простои были оплачены страховками, поэтому судовладельцы ничего не потеряли. Грузоотправители смогли отправить товары другими путями, а покупатели — получить из других источников, поскольку в мировой экономике все взаимозаменяемо", — рассуждает глава Infranews.
Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела инвесткомпании ЛМС, считает, что у Мурманского порта появилась возможность зарабатывать на фрахте атомного ледокола, поскольку все больше сырьевых компаний используют суда ледового класса и, соответственно, больше не нуждаются в услугах ледоколов. "Думаю, перегон ледокола совмещен с его плановым ремонтом на Балтийском заводе. Без дополнительных целей гнать его в Петербург — дороговато для порта", — считает аналитик.