К 2016 году расходы иностранных туристов в России гипотетически удвоятся и достигнут 15.3 млрд. долларов. С таким прогнозом выступили авторы исследования, проведенного под эгидой «Hilton Worldwide» и получившего название «Дефицит туристов в России: пути решения проблемы и перспективы отрасли» (опубликован в июне). Осталось только модернизировать инфраструктуру на ключевых направлениях. Одним словом, дело за малым. Выездной российский туризм обещает стать одним из самых быстрорастущих сегментов в Европе (прогнозируется, что темы роста с 2011 по 2016 год составят 7.4%, а расходы российских туристов в зарубежных государствах вырастут в два раза и составят 67.1 млрд. долларов).
На этом фоне въездной турпоток, если и вырастет, то не раньше, чем задуманные Правительством планы по кардинальной реконструкции отрасли, все, как один, превратятся в конкретные дела. Об этом говорят составители нового документа. Если Россия реализует задуманное, к 2016 году число иностранных туристов вырастет на 5 процентов, а их расходы во время пребывания вырастут в два раза, что добавит российскому бюджету дополнительные 15.3 млрд. долларов. Спонсором исследования выступила отельная группа Hilton Worldwide, назвавшая Россию своим самым быстро растущим рынком в Европе. Уже известно, что в ближайшие несколько лет «Хилтон» намерена открыть в России 28 новых отелей. Как говорит президент по региональному (европейскому) развитию «Hilton Worldwide» Симон Венсан, «Россия не просто имеет все шансы удвоить объем поступлений в казну от въездного туризма.
Сам факт того, что расходы россиян за пределами Отечества в три раза превышают расходы тех, кто приезжает в Россию, указывает на долгосрочный потенциал, который еще рано сбрасывать со счетов». Документ обращает внимание на имеющиеся колоссальные возможности, которые имеются у России для того, чтобы повысить конкурентоспособность национальной туротрасли. Авторы обозначают неотложные меры, которые следует предпринять в самое ближайшее время, чтобы содействовать усилиям правительства, направленным на привлечение в Россию все большего и большего числа иностранных путешественников. Составителем отчета выступила исследовательская группа «Euromonitor International». Итоги ее работы свидетельствуют о том, что Россия располагает всеми ресурсами, необходимыми для устойчивого роста.
Вместе с тем, по мнению тех же аналитиков, иностранные туристы по-прежнему не имеют четкого и верного представления о том, какая она Россия. Объясняют они это ужасными бюрократическими проволочками, дефицитом материально-технической базы и низким качеством имеющихся объектов, а также высокими ценами в отельном сегменте и услугами, качество которых прогнозировать не возьмется никто. Нет сомнения в том, что упрощение визовой процедуры, сопровождающей въезд в Россию, будет способствовать росту въездного турпотока, имея в виду проблемы, с которыми по-прежнему сталкиваются иностранцы и которые практически отсутствуют (если не считать небольших вариаций) при обращении с подобной просьбой в посольства других стран. Возвращаясь в Россию, здесь визу, во-первых, приходится очень долго «делать» и ждать, да и стоит она недешево. Это-то и составляет суть проблемы.
Говоря о повышении конкурентоспособности российской туристической отрасли, аналитики отмечают необходимость постоянного присутствия власти на следующих двух направлениях. Первое: инвестиции и создание благоприятной финансовой среды, в которой туризм пойдет в рост. Второе: обучение и подготовка персонала, без которых невозможно повышение качества туристических услуг. Создание привлекательного имиджа страны в качестве туристического направления, увеличение объема онлайновых сделок, развитие ивент-туризма, расширение числа авиаперевозчиков эконом-класса и финансирование транспортного и отельного секторов – вот те факторы, которые обеспечат рост въездного турпотока в Россию. Несмотря на то, что туристы в основной своей массе устремляются в большие города, прежде всего в Москву и Санкт-Петербург, у страны имеются все шансы привлечь новых иностранных путешественников, если она активизирует свои усилия на развитии малого и, если так можно выразиться, нетрадиционного туризма. Это и ивент-туризм (приуроченный к определенным датам и событиям), этнический, экологический, экстремальный и промышленные туризм. Основу этих направлений составят российские регионы с их неповторимыми ландшафтными красотами и культурно-историческим наследием. Определяет документ и главных генераторов доходности въездного турпотока. Оказывается, в ближайшие годы лидерство здесь будет принадлежать туристам из Турции, Китая и Великобритании, склонным оставлять в России больше всего денег.
Говорит старший вице-президент по развитию в Европе и Африке компании "Hilton Worldwide» Пэтрик Фитцгиббон: «На наш взгляд, у российского туристического рынка имеется колоссальный потенциал роста. Мы считаем ее одним из наших крупнейших и самых привлекательных рынков среди развивающихся экономик. В ближайшие несколько лет мы откроем по всей России 28 новых отелей, и это больше, чем в любой другой европейской стране. Здесь будут представлены такие наши бренды, как Hilton Hotels & Resorts, DoubleTree by Hilton, Hampton by Hilton and Hilton Garden Inn. Мы будем работать рука об руку с туристической отраслью и правительством, чтобы привлечь в Россию новых туристов, чтобы реализовать заложенный импульс, к чему мы стремимся ежедневно и ежечасно». Статистика, представленная в отчете, опирается на показатель CAGR (совокупный среднегодовой рост).
В ходе подготовки и составления документа его авторы беседовали с ведущими специалистами в области индустрии путешествий и гостеприимства: туроператорами, туристическими агентствами, профессиональными объединениями, правительственными учреждениями и независимыми аналитиками. Одновременно проводился сбор и изучение соответствующих показателей рынка.