Ужесточение правил обслуживания детских групп позитивно сказалось на туррынке Бурятии

Организация детского отдыха – одно из самых сложных направлений внутреннего туроперейтинга, ввиду большого количества ограничений, наложенных государством: от контроля качества питания до обязательного участия ГИБДД в вопросах перевозок.

Тем не менее, турбизнес активно разрабатывает детские туры и старательно выполняет все требования, предъявляемые к обслуживанию детских тургрупп. При этом ужесточение требований к организации детских поездок привело к тому, что, если раньше школы или родительские комитеты практиковали самостоятельные экскурсионные выезды, то в новых реалиях стали чаще обращаться к туристским компаниям, располагающим соответствующим автопарком и оперативно согласовывающим все вопросы в контролирующих структурах.

В целом развитие детского туризма и объема услуг в этом виде растёт во всей России. В 2016 году в походах приняли участие более полутора миллионов детей, а в постоянных краеведческих мероприятиях – три миллиона.

После карельской трагедии на Сямозере остро встал вопрос обеспечения безопасности детей. Принятым по её следам и вступившим в силу с 1 января 2017 ФЗ № 465, до 1 января следующего года предусмотрен переходный период, который позволит туркомпаниям привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями. Уже с 1 июня 2017 года его требования распространяются на организации, оказывающие услуги, связанные с экстремальными видами спорта и приключенческим туризмом. При этом многие законодательные поправки пока не подкреплены соответствующими подзаконными актами. Основной смысл изменений - не ограничивая формы детского отдыха, установить чёткий порядок его организации, обеспечить ответственность организаций за безопасность. Законом предусмотрены разработка и утверждение профессиональных стандартов, а также квалификационных требований, чтобы исключить работу с детьми неподготовленных специалистов.

Предполагается, что курировать направление будет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правительством. Этот орган утвердит типовые структуру и штатное расписание компаний-организаторов отдыха детей, обеспечит формирование и ведение федерального реестра, в котором, кроме общих данных, будут содержаться результаты проверок таких фирм. Ещё одна новация законодателей: обязательное оповещение МЧС о маршрутах детских туристических групп. Такие группы должны сопровождать инструкторы-проводники, которые прошли специальную подготовку и умеют оказывать первую помощь. Кроме того, туроператоры, отправляющие организованные группы детей, теперь обязаны посылать письмо-уведомление в регион, куда направляется группа.

Как ни парадоксально, но ужесточение требований оказалось только на руку профессионалам туриндустрии. Вячеслав Дмитриев, руководитель туристской компании «Байгал-Трэвэл», фиксирует увеличение числа заявок от групп школьников. «Особенный наплыв школьников был ощутим в период проведения выпускных вечеров. Школьные группы выезжали на весь день по туру выходного дня. Очень часто школьники и даже дошкольники выезжают на городские экскурсии и на туристские объекты вблизи города», - отмечает эксперт.

Новые требования, по мнению экспертов STI, повлияли на появление новых трендов в организации детского отдыха. «Родители всеми силами стараются привлечь детей к активному отдыху, чтобы оттащить их от телевизоров, планшетов и прочих гаджетов. На фоне увеличения интереса к здоровому образу жизни они стали чаще приобщать детей к физическим нагрузкам, - отмечает Алексей Замятин, генеральный директор компании «АЯЯТРЕВЕЛ». - Всё большим спросом пользуются палаточные лагеря, где дети овладевают туристическими навыками: разжечь костёр, собрать палатку, сориентироваться на местности, полазить по скалам». Также одним из факторов увеличения числа школьных групп стал запрет на празднование школьного выпускного в кафе. Потому родители ищут новые формы, как отметить праздник весело и с пользой. «И мы в таких случаях помогаем им организовать программу. При этом мы соблюдаем необходимые требования, все инструкторы-проводники прошли специальное обучение»,- рассказывает собеседник STI.

Высоким спросом на территории Бурятии пользуется отдых детей в республиканских детских санаторно-оздоровительных учреждениях (их в регионе 5) и в спортивно-оздоровительных лагерях (34). Однако, как показывает практика, льготных путёвок в эти учреждения становится всё меньше, многие дети остаются не охваченными летней оздоровительной кампанией. Выезд в российские здравницы (Артек, Океан, Белокуриха) и заграничные языковые школы сопряжён с большими финансовыми затратами и зачастую оказывается не по карману родителям. «Дорогие перелёты, снижение количества льготных путёвок в лагеря Бурятии при увеличении численности детей ведёт к тому, что многие дети проводят всё лето в квартире, а некоторые с 14 лет уже вовсе зарабатывают, им не до отдыха», - отмечает Елена Алексеева, старший методист отдела туризма и экскурсий Республиканского детско-юношеского центра патриотического воспитания, туризма и спорта.

На этом фоне экономически привлекательным выглядит формат детского отдыха на базе палаточных лагерей. Так, пятидневное пребывание в палаточном лагере на берегу Байкала с питанием и необходимой экипировкой обходится родителям в 7800 рублей, десятидневное - стоит около 14 тысяч рублей.

Республиканские власти стараются контролировать качество услуг, предоставляемых в данном сегменте. С этой целью комитет по туризму министерства экономики РБ на своем сайте создал раздел, где размещены все нормативно-правовые акты по теме, подробная инструкция по работе с организованными группами детей на железнодорожном и автотранспорте, а также реестр туроператоров, рекомендованных для обслуживания детских организованных групп. В списке значатся 16 турфирм. Основным критерием при формировании перечня стало наличие у компании пятилетнего опыта работы с детскими группами, прохождение специального тестирования на знание норм и правил обслуживания детских тургрупп, а также присутствие компании в федеральном реестре туроператоров, что автоматически гарантирует наличие у неё финансовой ответственности.

Самой больной темой в вопросах организации детского туризма собеседники STI называют требование к сроку эксплуатации автотранспорта. Так, используемый для перевозок детских групп автобус не должен быть старше 10 лет. «Пока это основная сложность, так как покупка нового автобуса не рентабельна. В целом же ужесточение требований ведёт к повышению уровня обслуживания, и многие родители сейчас идут в турфирму, так как самостоятельно человеку неосведомленному собрать пакет документов чрезвычайно сложно, - рассказывает Тамара Измайлова, генеральный директор туристской компании «Спутник-Бурятия». - При этом контролирующие инстанции и ведомства зачастую не имеют чёткого представления, что им от нас нужно. Например, могут потребовать указать номера регистрации в системе ГЛОНАСС или серию тахометра». Единых требований и утвержденного регламента на сегодня нет, пеняет эксперт.

Собеседники STI обозначают и проблему отсутствия необходимой инфраструктуры, так как к дальним турпоездкам школьников предъявляются особые требования, связанные с обязательными санитарными остановками, что предполагает наличие удобных парковок для туристических автобусов. «В основном все детские маршруты однодневные, но были у нас и туры выходного дня по заповедникам: в Забайкальский национальный парк и Байкальский биосферный заповедник, - рассказывает Вячеслав Шерхоев, исполнительный директор компании «Байкал Бурятия». – И там сказывается недостаток инфраструктуры. К примеру, при поездке в Байкальский биосферный заповедник мы столкнулись с проблемой организации питания для детей. Хороших кафе в сёлах не найти».

Тем не менее, несмотря на высокую регламентацию деятельности, детский туризм, по оценке собеседников STI, становится достаточно актуальным направлением работы туроператоров, и многие компании готовы вступить в борьбу за данный сегмент рынка

Фото Сибирский туристический портал

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Транспорт»

Апрель 22, 2024 - 17:38

«Россия» (Группа Аэрофлот) в рамках программы социальной ответственности и поддержания интереса молодежи к авиации организовала серию профориентационных мероприятий для учащихся школ Санкт-Петербурга, а также для детей работников авиакомпании и базового аэропорта Пулково.

 

Апрель 22, 2024 - 09:07

Сотрудники воздушных, наземных и морских портов Дубая смогли оказать помощь 400 тысячам пассажиров и сохранить бесперебойный пассажиропоток в экстремальных погодных условиях, сообщил генеральный директор Главного управления по делам резидентов и иностранцев (GDRFA) Мухаммед Аль Марри.

 

Апрель 17, 2024 - 20:14

Авиакомпания «Россия» (Группа Аэрофлот), аэропорт Мурманска и «Газпромнефть-Аэро Мурманск» организовали профориентационные дни для учащихся 10 и 11 авиационных классов Мурманского академического лицея.

 

Апрель 16, 2024 - 13:14

«Россия» (Группа Аэрофлот) расширяет перечень дополнительных услуг для пассажиров рейсов авиакомпании.